Что больше всего угрожает здоровью в Вашем городе, посёлке?
Выступления
17 августа 2011 г.
Сонина Н.Е.
Музей книги как пространство приобщения к чтению детей и подростков
Наталья Евгеньевна Сонина,
заведующая отделом книгохранения и
руководитель экспериментального музея книги НГОДБ
В 2009 году Нижегородской государственной областной детской библиотеке исполнилось 90 лет. За это время накоплен большой опыт в работе с книгой, читателями, а также книжный фонд, который с полным правом можно отнести к фонду редких изданий.
Не случайно однажды возникла мысль о создании при библиотеке музея книги. Идея не новая. Во всех регионах России и за ее пределами подобных музеев книги при библиотеках много. Каждый из них имеет свое лицо и свои цели.
Нам хотелось, попробовать что-то другое, новое. Хотелось чего-то необычного.
Поле долгих размышлений, споров и диспутов было принято решение о создании экспериментального, интерактивного музея детской книги, чтобы дети были не просто слушателями, но и участниками наших встреч.
Для создания музея был разработан ряд документов. Книжный фонд музея отбирался согласно «Положению о критериях отбора, учета и хранения фонда музея». К этому времени фонд библиотеки насчитывал более 1500 экземпляров редких книг второй половины XIX- начала XX вв. Именно они и стали экспонатами музея. Кроме этого экспонатами музея стали различные вещи, предметы, изделия, которые являются иллюстративным материалом к книжному фонду.
Одной из задач музея является знакомство посетителей с современной детской книгой. Эти книги отличаются от других изданий необычным оформлением и являются наглядным образцом дизайна детской книги XXI века.
В декабре 2009 года состоялось торжественное открытие экспериментального музея детской книги. На открытии присутствовали юные читатели библиотеки – будущие посетители музея. Для них прошел праздник «День удивления и открытий». Вели праздник вместе с ведущими герои детских книг – Петрушка и Гном. Уже на открытии ребята – гости праздника смогли проявить свои таланты в рисовании и написании стихов.
Обслуживание читателей является одной из самых важных составляющих в работе не только библиотеки, но и музея.
Когда мы обсуждали, как будет планироваться работа в библиотеке, было решено всю массовую и выставочную работу разбить на блоки.
Блок 1: Темы:
- История книги.
Этот блок включает библиотечные уроки по истории книги книгопечатания. Уроки были разработаны с использованием современной техники и новыми (для библиотечных уроков) формами:
«Как книга искала своих предков» - сказочное путешествие;
«За волшебной дверью» - преданья старины с библиотечной стороны (о первых библиотеках);
«Аз да Буки» - нужные науки» - час познания (структура книги);
«Как было придумано письмо» - экскурс в историю.
На этих уроках ребята имеют возможность, с помощью компьютера, очутиться в древнем Вавилоне, Египте, Китае или оказаться в древней Руси, также потрогать настоящую глиняную книгу и сделать книгу из глины своими руками, попробовать себя в роли летописца и попробовать выполнить запись перьевой ручкой с помощью чернил.
- Книги – юбиляры, писатели – юбиляры.
Этот блок включает различные формы работы с книгами и писателями, которые отмечают в текущем году свой юбилей.
«Тимур и его команда» - литературный час;
«Конек – горбунок приглашает в сказку» - мультивикторина (по книге П.Ершова);
«С Маугли по Джунглям» - литературная прогулка (по книге Р.Киплинга «Книга Джунглей») и др.
На этих мероприятиях ребята совершают виртуальные путешествия по страницам книг, участвуют в игровых моментах, обсуждают события, произошедшие в книге, рассуждают на различные темы из книг, которые их затронули.
Блок 2:Экспозиционно-выставочная деятельность
Одной из главных составляющих в работе любого музея является организация экспозиций, выставок и выставок – просмотров.
Центральное место музея занимает постоянная выставка «Детская книга вчера…». Экспонаты выставки расположены по определенной хронологии: книги XIXв., начало XXв. (по 1940г.), книги, изданные в годы Великой Отечественной войны (1941 – 1945г.г.), книги послевоенных лет (с 1946г.).
К сожалению, библиотека не располагает большими площадями, поэтому выставку по дизайну современной книги экспонировать, как постоянную, мы не можем. Но, тем не менее, она является частным гостем выставочных витрин.
Помимо постоянных, в музее экспонируются временные выставки и выставки – просмотры, связанные с именем того или иного писателя или подготовленные к какому – либо событию.
Так, в данный момент, в музее проходит выставка, посвященная писателю конца XIX – начала XX в.в. Е.Н.Чирикову.
К сожалению, так сложилось, что Евгений Николаевич был вынужден эмигрировать за границу. Поэтому, сейчас это имя мало кому известно. Инициатором создания выставки стал правнук писателя Михаил Александрович.
Экспозиция знакомит посетителей музея с изданиями Е.Н. Чирикова, фотографиями, портретами, уникальными рукописями еще не опубликованных детских стихов писателя. Правнук писателя – Михаил Чириков проводит по экспозиции экскурсии, читает отрывки из произведений Евгения Чирикова.
Надо отметить, что в организации многих выставок нам помогают наши партнеры и друзья библиотеки. Например, к 1-й Всероссийской научно – практической конференции «Деятельность библиотек по популяризации символов у нас в библиотеке, ЗАО «Хохломская роспись» г. Семёнова представила из своего собрания уникальные изделия с изображением Государственной символики выполненной в стиле хохломской росписи и резьбы.
К 65-летию со дня Победы в Великой Отечественной войне, в музее прошла экспозиция «Книги: год рождения 1941 – 1945г.г. Для создания соответствующей атмосферы, выставка была оформлена личными вещами периода войны – участника А.И. Дудельзака. А сам ветеран на встрече с ребятами рассказал о том времени, о своей военной юности, так как для него и многих других война закончилась не в 1945, а 1947году после битвы с японцами на Дальнем Востоке.
К экспозиции «Карнавал традиций и культур», посвященной дню толерантности, дизайнер Государственного академического театра оперы и балета им. А.С. Пушкина Гладышева А. и режиссер и художник Нижегородского театра «Комедия» Дубровский В. предоставили из личных коллекций кукол в костюмах народов разных стран и итальянские маски с венецианского карнавала. Это придало соответствующий колорит и настроение при проведении мероприятий по данной теме.
Надо сказать, что в каждую новую выставку мы стараемся внести что-то новое. Например, в выставке «Путешествие в сказку» (по Г.-Х. Андерсену) использовалась ретро-техника, в упомянутой выше «Карнавал традиций и культур», ребята учили чешский язык и участвовали в мастер-классе по поеданию риса палочками.
Благодаря нашим друзьям и партнерам, каждая выставка имеет свою изюминку и вызывает подлинный интерес у посетителей.
Блок 3:История НГОДБ.
Блок включает всю работу музея, связанную с организацией выставочных экспозиций по истории библиотеки.
Этот блок возник позже других. Как я упоминала в начале, библиотеке исполнилось 90 лет (в 2009г.) За тот время накопилось много различных документов, рассказывающих о жизни и деятельности НГОДБ, и мы решили, что история библиотеки имеет право жить рядом с историей книги.
Блок 4: Творческая деятельность.
Одной из составляющих названия музея являются слова «экспериментальный» и «интерактивный».
Интерактивная игра предусматривает многообразие приёмов, чередование вопросов и заданий разной трудности, чтобы каждый участник более или менее начитанный мог найти ответ, справиться с заданием, чтобы всем было интересно. Как я уже говорила, мы стараемся, чтобы каждое мероприятие или выставка проходили в форме интерактивности, тем не менее, эту деятельность мы решили выделить отдельным блоком.
Еще один не менее интересный на наш взгляд блок - ретрозанятия.
Блок 5: Ретрозанятия
Сейчас уже не у кого из детей не вызывает удивления использование современных информационных ресурсов при проведении различных мероприятий. За годы существования НГОДБ, в библиотеке собралась коллекция технических средств, которыми пользовались раньше и, которыми современные дети, что называется, и в глаза не видели. Мы решили в нашем музее эту технику использовать. И уже на празднике открытия музея, рассказывая о роли книге в кино, использовали для просмотра диафильма – диапроектор. Такая чудо-техника вызвала живой интерес и, хоть качество пленки от времени было не очень хорошим, тем не менее, ребята с огромным интересом смотрели на экран и живо реагировали на происходящие действо.
Конечно, у нас не все еще получается так, как хотелось бы. Но, как говориться «Было бы желание, а руки приложатся». А желание у нас есть. Есть помощники, которые помогают, друзья нашей библиотеки, партнеры. И об одном из них я уже упоминала. Это Михаил Александрович Чириков. Наше сотрудничество длится уже не один год. И практически сразу же с открытия музея, здесь стали экспонироваться выставки о жизни и творчестве писателя. А подробнее об этом вам расскажет сам Михаил Александрович. Предоставляю ему слово.
Вы можете посмотреть результаты.