ВНИМАНИЕ! Это архивная версия сайта! Возможно информация устарела. Актуальный сайт: НГОДБ.рф

Опрос дня:

Что больше всего угрожает здоровью в Вашем городе, посёлке?


На это вопрос уже ответили 460 посетителей.
Вы можете посмотреть результаты.
результаты
Карта сайта

r52.ru

Яндекс.Метрика

» 0+ Наши дела » Выступления

Выступления

17 августа 2011 г.

Спирина Л.Ю.


Сообщение на Всероссийскую школу «Лидер»
17 - 19.08.2011

Летнее солнце на книжной странице, или эксперименты по – володарски:

использование современных возможностей для приобщения детей к книге и чтению.

(слайд 1)

На протяжении последнего десятилетия библиотеки Володарского района, / как и все библиотеки Нижегородской области, да и России /традиционно проводят летние чтения. Эта деятельность позволила разнообразить летний досуг детей и подростков, активизировать их чтение и творчество, проводить интересные акции, мероприятия, но не секрет, что наша деятельность летом – это приоритетно теметаческие циклы массовых мероприятий для пришкольных лагерей. П.Э в воздухе витала идея: надо меняться!

Идея организации лагеря литературно- творческого развития при Центральной детской библиотеке как эксперимента работы с книгой летом пришла к нам от заведующего отделом культуры. Она была воспринята сотрудниками библиотеки неоднозначно. С одной стороны – интересно попробовать, но мы понимали и об ответственности, которая ляжет на наши плечи, но ветер перемен нас уже захватил и мы знали его направление.

(слайд 2)

Вектор перемен.

  • Учиться работать в одной команде, развивать творческую мобильность, профессиональное мастерство, позволяющее выполнять поставленные цели и задачи, психологическую грамотность, умение на ходу анализировать просчеты, перестраиваться исходя из ситуации. А самое главное, быть интересным для детей.
  • Развивать способности камерной, ежедневной работы с небольшой группой детей, умение видеть перспективы этой работы, ее конечный результат.
  • Учитывать интересы детей, при этой уметь поднять планку их интересов, развивать читателей и развиваться вместе с ними.
  • Не останавливаться на достигнутом: активно учиться, перенимать опыт лучших, читать и дарить свои знания, умения, любовь детям.
(слайд 3)

В 2003 году сотрудники ЦДБ решили стать первопроходцами и организовали при ЦДБ летний лагерь литературного развития «Олененок» (детский образ нижегородского оленя). Была проведена большая предварительная работа: разработана программа, календарный план на каждый день смены, расписанный по минутам, утверждена смета (профинансирована местным экологическим комитетом размере 13 тыс. руб.), подготовлено помещение (читальный зал и игровые комнаты), за счет городского бюджета приобретены игры и игрушки(5 тыс. руб.), заключены творческие договоры сотрудничества с социальными партнерами (три школы города, местный экологический комитет), заключен договор сотрудничества с близлежащей школой о двухразовом питании детей на ее базе, проведена инструктивно – методическая работа с родителями. Нужно отметить при этом, что в период функционирования лагеря библиотека продолжала работать в обычном режиме для неорганизованных читателей, проводились массовая мероприятия для пришкольных лагерей, выполнялась внутренняя библиотечная работа.

Мы понимали, что дети (подростки 10 -12 лет, 15 человек – активные читатели библиотеки), находясь в библиотеке в течение 2-х недель с 9 до 15 часов, не могут заниматься только чтением книг. Необходимо разнообразие форм и методов работы с общей целью: воспитание экологического сознания детей посредством чтения и обсуждения книг природоохранной тематики, творческой деятельности, проведения акций, опросов др. Наши первые победы позволили нам утвердиться в мысли, что лагерь- это хорошая находка для библиотеки, т.к. только через ежедневную, целенаправленную, , творческую работу , благодаря сотрудничеству взрослого и ребенка, можно воспитать творческого читателя. Вся работа лагерной смены была организована таким образом, чтобы помочь подросткам найти новые мотивы обращения к лучшим книгам отечественных и зарубежных писателей. показать, что книги читать трудно, но интересно. Последующий анализ работы лагерной смены позволил определить основные направления работы на будущее:

(слайд 4)

1. «Чтение» - оленята познакомились через комментированное чтение и обсуждение со «знаковыми» книгами лагерной смены – Сьюлл «Черный красавчик», Рябинин «Рассказы о потерянном друге», Афоньшин «У голубого Светлояра», Лабутин «Позывные весны»: рекламировали эти книги, написали интересные отзывы, осуществили мини- театрализации.

(слайд 5)

2. «Творчество» - подростки встретились с интересными людьми города, побывали в музеях, написали рассказы и сказки на экологическую тему.

(слайд 6)

3. «Деятельность» - была проведена большая подготовительная работа в рамках акции «Собака в доме – друг в доме»: оленята самостоятельно опросили владельцев четвероногих друзей человека о положении домашних и уличных собак, узнали их отношение к проблеме, написали творческие работы. Подготовке данной акции был посвящен целый тематический день. «Боль за все живое». Подробная информация об акции была напечатана в местной газете.

В период с 2003 по 2009 год при ЦДБ осуществлено 6 лагерных смен. Сегодня эту работу можно объединить под общим названием – «Книжные острова»

(слайд 7)

Каждая из смен имела свое название, свое направление, «знаковые» книги, творческие дела. Нашим ребятам понравилось в лагере, многие из них стали активистами лагерных смен (посещали лагерь по 2 -3 года), да и в течение года они не забывали библиотеку: принимали активное участие в мероприятиях, конкурсах и конечно читали. Все годы летний лагерь для детей при библиотеке был бесплатным, при этом ребята текстуально знакомились лучшими книгами, общались с интересными сверстниками и взрослыми, совершали путешествия, развлекались, вкусно завтракали и обедали и даже получали подарки (финансирование осуществлялось за счет районного бюджета и средств ФСС). Работа библиотеки в летнее время не раз отмечалась грамотами городского, районного значения, дважды почетным дипломом губернатора Нижегородской области.

(слайд 8)

Позитивный опыт и традиции.

  • Ежедневное заполнение подростками дневника лагерной смены (для создания летописи)
  • Чтение и обсуждение «знаковых» книг лагерной смены .(3-4 книги)
  • Встречи с интересными людьми города и района (с проведением презентаций творчества этих людей и мастер – классами)
  • Поездки по памятным и знаменательным местам ( пос. Красная Горка, Гороховец, Н.Новгород, Флорищева пустынь )
  • Общее творческое дело (рукописная книга творческих работ, газета, электронная презентация, театрализации книг, акции, опросы.)
  • Проведение общественной презентации лагерной смены как творческого отчета его деятельности для жителей города Володарска.
(Слайд 9)

Опыт работы ЦДБ был изучен и стал внедряться в практику работы библиотек района. Уже на протяжении четырех лет на базе детского сектора Ильиногорской поселковой библиотеки действует литературно – творческий лагерь «Читарик» для детей из неблагополучных и малообеспеченных семей. Финансирует проект Ильиногорская поселковая администрация. Для родителей детишек, посещающих «Читарик», лагерь бесплатный. Администрация школы сформировала отряд из детей 8 -10 лет. От школы выделен штатный сотрудник – воспитатель, который в течение лагерной смены работает при библиотеке. Кроме того, школа отвечает за питание детей .Ежедневно дети посещали библиотеку в течение 10 тематических дней в июне и июле с 13 до 16 часов. Сегодня летний лагерь при Ильиногорской библиотеке также имеет свои традиции: заповеди, девиз и песню, которую дети с удовольствием поют в начале и конце лагерного дня. Талисманом лагеря стал сказочный гномик Читарик. Гномик настолько пришелся по душе детям, что они относились к нему как к живому существу

Вся информация о лагере: название, девиз, список детей, которые посещают лагерь, слова песни, план на текущий день, а также список книг, вывешивался на специально оформленную ширму. Каждый день лагерной смены имеет свое название и посвящен определенной теме: день открытия лагерной

(слайд 10)

смены «Здравствуй, веселое книжное лето», день книги «Копилка интересных книг», день пушкинских сказок «Мы пришли к поэту в гости», день творчества «Читаем, играем, отдыхаем, творим»,

(слайд 11)

день знакомства с компьютером «Мы с компьютером друзья». Этот день прошел особенно увлекательно, т.к. у юных ильиногорцев большой популярностью пользуется информационно – компьютерный центр «Компик и К». За летний период его посетило 933 ребенка. Для «читариков» был проведен цикл интегрированных занятий:

  • Мультимедийная игра «Это мы не проходили»
  • Космическое путешествие «Вот она какая ,Вселенная большая»
  • Презентация компьютерных игр «Игроведничек».
  • Мультимдийное путешествие «Путешествие капельки воды»
  • Мультимедийная игра «Хорошо быть вежливым»
  • Мультимедийная экскурсия» Прогулки по нижегородскому кремлю»

Перед уходом домой традиционно проводилось голосование: дети высказывали свое впечатление от проведенного в библиотеке дня.

(Слайд 12)

С 2010 года при библиотеках района у спешно работают библиотечные десанты. Ребята по своему желанию приходят в библиотеку и оказывают помощь библиотекарям в проведении мероприятий, акций, распространении рекламной библиотечной продукции и даже обслуживании читателей.

Успешно функционирует библиотечный десант при Решетихинской поселковой и детской библиотеках. Костяк объединения составляют подростки МЛКО «Самородок» (объединение работает при поселковой библиотеке) В течение года подростки занимаются литературным творчеством: пишут стихи, рассказы, сказки, совместно с библиотекарем осуществляют театральные постановки, принимают участие в акциях и опросах, а в летнее время становятся настоящими библиотечными волонтерами – помогают библиотекарям в проведении мероприятий для пришкольных лагерей. Ярко, незабываемо прошел

(слайд 13)

информационный час «Полет на край Вселенной - совместное мероприятие Решетихинской детской и поселковой библиотеки. В мероприятии активное участие приняла театральная группа МЛКЛ «Самородок»: ребята в специальных костюмах, изготовленных своими руками, представили звезды – пульсары. Всего присутствовало 62 человека детей и подростков, выдано 42 книги космической тематики. Занимаются подростки библиотечного десанта и практической деятельность – положено начало по сбору информации и оформлению альбома о ветеране ВОВ Зыкове. Молодежь 14 – 16 лет (11 человек) приняла участие в благоустройстве могилы героя. Неоценимую помощь члены библиотечных десантов оказывают в подготовке и проведении крупных мероприятий в рамках ЛПЧ.

(Слайд 14)

Сегодня, благодаря опыту индивидуальной и групповой работы с небольшим количеством читателей, мы понимаем какую великую роль играет момент системности, постоянства, камерности (и крупные массовые мероприятия мы стараемся адресовать личности – через рекламу индивидуальных заданий, приглашения принять участие в творческих конкурсах, акциях, мероприятиях)

(слайд 15)

Второй год праздник открытия Летней программы чтения проходит во всех библиотеках 1 июня В этот день библиотеки « входят» на улицы, детские площадки города и района. Мероприя получаются красочными, многолюдными, а самое главное – видимыми и запоминающимися для населения. Надолго запомнится жителям поселка Новосмолино праздник рыжих литературных героев «Оранжевое лето»/1010г/, организованный сотрудниками библиотеки на центральной площади поселка. Участников праздника приветствовали рыжие литературные герои – Пеппи Длинныйчулок, Незнайка, Карлсон (в роли артистов выступали дети библиотечного десанта). Они развлекали детей, загадывали загадки, читали стихи. Завершился праздник конкурсом рисунков на асфальте и песней про оранжевое лето. В 2011 г, продолжая традицию уличного, яркого действа, сотрудники Новосмолинской сельской библиотеки осуществили праздник открытия ЛПЧ – «Безопасное лето», посвятив его правилам дорожного движения.

(слайд 16)

Традиционно в рамках ЛПЧ проводятся мероприятия ко Дню города Володарска. Ярким событие в жизни района стало празднование 55 - лития города. В библиотеках района проводилась активная работа в рамках проекта «Володарск в потоке времени» (профинансирован городской администрацией в размере 17 тыс. руб.) В День города около ЦБ на импровизированной площадке открылось ретро – кафе «Это было недавно, это было давно». Послушать воспоминания ветеранов, принять участие в конкурсах, потанцевать пришли целыми семьями. На мероприятии также были подведены итоги

(слайд 17)

творческого конкурса «Я раскрашу город акварелью», в котором приняли участие не только талантливые взрослые, но и дети, молодежь района – всего 59 человек. По итогам конкурса издан сборник творческих работ (с диском), сборник распространен по библиотекам района (в нем – стихи, очерки, эссе, рисунки, посвященные истории города, его знаменитым людям). Молодежь района привлекла в этот день палатка деловой литературы

(слайд 18)

«Эрудитами не рождаются, ими становятся у н ас» Рекламу книг, рекомендательных списков, конкурсы проводили ребята из МЛКО «Самородок» при Решетихинской поселковой библиотеке. В рамках проекта «Библиотека вне стен» ЦБ в День города провела

(слайд 19)

акцию «Проверь свое литературное здоровье». Любые желающие – подростки, молодежь, взрослые - могли совершенно бесплатно пройти «диагностику» на уникальном аппарате и узнать свой диагноз: «Детективный насморк», «Фантастическая сыпь", «Аллергия на периодику», «Любовный гайморит», «Заболевание бестселлера", «Философский грипп», «Краеведческое давление» и др.

Диагностический аппарат был изготовлен из большой картонной коробки, обклеенной газетами, на которую крепилась игровая мишень «Дартс». Непосредственную же роль аппарата сыграл библиотекарь, одетый в этот костюм.

Суть акции состояла в том, что любой желающий бросал шар в мишень, а по набранной им сумме очков ставился диагноз и выдавался рецепт (рекомендательный список), имеющий «литературную» направленность.

Например, «Детективный насморк» характеризуется обострением дедуктивного метода, повышенной подозрительностью, а также усилением аналитического мышления. Как правило, возбудителями насморка являются такие «вирусы», как Конан - Дойл, Эдгар По и Жорж Сименон. Соответственно, лечение заболевания предполагает следующие библиотерапевтические процедуры: ежедневно на ночь принимать по 10 страниц «Записок о Шерлоке Холмсе», в течение дня – 2 -3 расследования Комиссара Мегре. При более тяжелых формах – употребить полное собрание сочинений Агаты Кристи. В заключение, каждый пациент получал свой рецепт, в котором в качестве лекарства были прописаны соответствующие заболеванию книги. Акция имела успех. Всего было «продиагностировано» около 80 человек. Таким нестардантным способом библиотекари еще раз напомнили о себе, библиотеке и подарили хорошее настроение горожанам.

(слайд 20)

ЦДБ традиционно проводит в этот день литературно – поисковые игры – сюрпризы. В 2010 году юным володарцам очень понравилась игра «Книжный дневной дозор: выйди из тени и читай!» игра была массовой (45 детей, 6 взрослых) и проходила по принципу нашумевшего кинофильма «Ночной дозор». Три команды участников успешно преодолевали маршруты: с помощью подсказок из книг искали, где спрятаны записки.

Закончился маршрут, где и начался, в ЦДБ, образовав своеобразный «спасительный круг чтения» (так называлась и электронная презентация, которую ребята с большим интересов просмотрели, а также рек, список литературы, который каждый игрок получил в подарок). Но самые интересные сюрпризы были еще впереди - сладкие призы, мультхтит сезона «Шрек навсегда» и фотосессия «Застывшее мгновение» (с помощью атрибутов костюмов литературных героев ребята смогли перевоплотиться в них). В 2011 г. ЦДБ пригласила лучших читателей района на литературно – краеведческие гонки «Захват знаний» (39 детей ,8 взрослых). Передвигаясь от остановки к остановке, игроки с помощью театрального реквизита смогли побывать в роли литературных героев, узнать о лучших книгах нижегородских писателей и прорекламировать их жителям города: ровесникам и взрослым, собрать пазл со словами «Володарск, читай!» А главное, пообщаться со сверстниками и найти новых друзей на основе общих интересов.

Наряду с яркими, многолюдными массовыми мероприятиями, важность которых мы прекрасно осознаем, первостепенную роль сегодня мы отдаем формированию читателя, а это тонкая, штучная, индивидуальная работа. Она требует душевного контакта, доверия и времени. Верно говорят, что «заставить читать нельзя, но заразить чтением можно» ПЛЧ -2011 г рассчитана, прежде всего, на творческую самореализацию детей, выполнение индивидуальных заданий, п.э. в библиотеках района разработаны индивидуальные «Буклеты участника Летнего чтения» С их помощью ребята выполняют творческие задания, выбирают книги по одному из направлений программы.

(слайд 21, 22)

В рамках программы для читателей – пользователей компьютера были подготовлены электронные издания с викторинами, играми, презентациями. Данные диски активно используются детьми и подростками в летнее время, что позволяет привлечь в стены библиотек новых заинтересованных читателей. В сентябре лучшие

(слайд 23)

читатели лета традиционно встретятся на празднике закрытия ЛПЧ «Осенние впечатления от летнего чтения» Праздник обещает быть светлым, радостным, памятным, т.к. на него приедут самые яркие читающие звездочки Володарского района, чтобы еще раз утвердиться в мысли, что чтение – праздник души!!!