ВНИМАНИЕ! Это архивная версия сайта! Возможно информация устарела. Актуальный сайт: НГОДБ.рф

Опрос дня:

Что больше всего угрожает здоровью в Вашем городе, посёлке?


На это вопрос уже ответили 460 посетителей.
Вы можете посмотреть результаты.
результаты
Карта сайта

r52.ru

Яндекс.Метрика

» Ростислав Алексеев » Прочти о Ростиславе Алексееве » Где наши крылья, которые нравились всем? - Егор Верещагин

Где наши крылья, которые нравились всем? - Егор Верещагин

О заслугах нашего земляка Ростислава Алексеева в области создания судов на подводных крыльях (СПК) написано много. И мы ни в коем случае не отрицаем эти заслуги. Но у молодежи, которая не застала «Ракет» и «Ме­теоров», курсирующих по нашим рекам, возникает логичный вопрос: а где же суда на подводных крыльях, кото­рые, если верить книгам, опередили время? Создает их кто-нибудь или уже нет? К этой теме мы будем неоднократно возвращаться на страницах «HP». А сегодня поговорим о том, как проектирование и создание крылатых судов постепенно сходило на нет начиная с 1970-х годов. Помогает нам в этом Вадим Максимов, который как раз в то время был начальником про­ектного отдела ЦКБ по СПК.

ПЕРИОД ЗАСТОЯ

1968 год можно назвать роковым для российского скоростного пассажирского транспорта. В этом году Ростислав Алек­сеев перестает проектировать СПК и на­чинает заниматься экранопланами.

Но еще в 1964 году происходит одно зна­чимое событие: Никиту Хрущева снимают, и страной начинает руководить Леонид Брежнев. В свое время Алексеев сумел заразить Никиту Сергеевича идеей крылатых судов. Брежнева, судя по всему, развитие скоростного пассажирского флота не очень интересовало. Начался застой, который продлился вплоть до начала 1980-х годов. За это время (более десяти лет!) дорабатывались и строились только спроектированные ранее суда на подводных крыльях. Исключением стал «Восход» (проект завершен в 1972 году). Что касается «Восхода», то его создание было просто необходимо: в начале семидесятых было прекращено строительство «Ракет».

— Несмотря на все свои данные, «Ракета» обладала недостаточной мореходно­стью, — рассказывает Вадим Максимов. — Это клепаное судно, и ремонтировать его, высверливать заклепки было сложно. Речники стали просить, чтобы судно было сварным. Потом, рубка у «Ракеты» расположена у машинного отделения и создает довольно сильный шум. Поэтому и появился «Восход» — это была, можно сказать, усовершенствованнаяf« Ракета». Количество пассажиров увеличилось, судно стало сварным, а не клепаным, рубка была убрана от источника шума. «Восход» получился удачным.

Это было первое пассажирское СПК, со­зданное без Алексеева. Хотя вряд ли мож­но сказать, что совсем без него. Те, кто создавал «Восход», постоянно советовались с Ростиславом Евгеньевичем, хотя официально он эту тему уже не курировал.

«ОЛИМПИЯ» НЕ ДОПЛЫЛА ДО ОЛИМПИАДЫ

Итак, «Ракета» нуждалась в модерниза­ции. А вот морское СПК «Комета» была (и, по мнению некоторых экспертов, остается) идеальным судном своего класса.

— У «Кометы» был всего один изъян — и то не изъян вовсе, а недоработка в обслуживании этого судна, — рассказывает Вадим Максимов. - Завод, который изготовлял двигатели, стал подводить с поставкой запчастей, когда они ломались.

Так или иначе, «Комету» решили заменить другим судном, которое потом получило название «Колхида». Это было первое СПК, спроектированное после смерти Алексеева.

В начале 1980-х годов в ЦКБ шла напряженная работа над «Антаресом» — сложнейшим пограничным судном на подводных крыльях. Почти все силы, все время тратились на него и еще на «Циклон» — гражданское морское судно, которое задумывалось как лучшее в Европе СПК. У него скорость 42 узла, тогда как все европейские СПК имели скорость не более 40 узлов. Кстати, на «Циклоне» была установлена турбина советского производства, которая по экономическим показателям превосходила зарубежные аналоги. Но дальше одного экземпляра дело не пошло.

А вот «Полесье» и «Ласточку», по словам Вадима Яковлевича, делали по «остаточному принципу». В результате и то, и другое судно впоследствии пришлось дорабатывать.

С 1985 года идут работы над «Олимпией» — это судно делалось к Олимпийским играм в Испании. До Олимпиады «Олимпия» так и не доплыла — ее не успели сдать в срок. В результате это судно, как и «Циклон», сделали всего в одном экземпляре.

ПОСЛЕДНИЙ АККОРД

в 1991 году руководство ЦКБ принимает решение вместо СПК проектировать суда на воздушной каверне (СВК). Крыльев у этих судов не было. Вниз подавался воздух, в результате чего часть днища не соприкасалась с водной поверхностью.

Первое СВК, созданное в ЦКБ, — «Линда».

— Когда Алексееву начинали говорить про СВК, он махал рукой, — вспоминает Максимов. - И неудивительно. При замене 200 СПК класса «Ракета» на 200 СВК класса «Линда» за 18 лет эксплуатации получится 200 тысяч тонн дополнительно сожженного топлива.

Однако идею заменить СПК на СВК активно поддержало Министерство речного флота. В результате Зеленодольский завод, который раньше делал «Метеоры», сменил профиль и занялся серийным выпуском «Линды». Еще два завода — Фе­одосийский (Украина) и Потийский (Грузия) перестали делать СПК после развала СССР. К чести нижегородцев надо сказать, что наш завод «Волга» продолжал какое-то время делать суда на подводных крыльях. Он готов их делать и сейчас, но нужны заказы, которых нет — надеемся, что пока нет.

— Чтобы возродить это направление, нужен талантливый менеджер, который проникся бы идеей скоростного флота, — считает доктор технических наук Александр Маскалик, сподвижник Ростислава Алексеева. — Этот человек должен или сам вложить свои средства в создание СПК, или убедить коммерческие структуры в том, что суда на подводных крыльях перспективны.

Какие СПК создавались с 1970-х по 1990-е годы

Название Когда Сколько Максимальная СПК закончили пассажирских скорость проектировать (г.)мест (км/ч)

Сколько судов было построено

«Восход» 1972 71 65

139

«Колхида» 1981 120 63

34

«Полесье» 1982 53 65

52

«Циклон» 1986 250 78

1

«Олимпия» Начало 1990-х 250 65

1

Егор ВЕРЕЩАГИН. novosti@nr.nnov.ru