Что больше всего угрожает здоровью в Вашем городе, посёлке?
» Год истории и 1812 год » Единение Мордовии
Единение Мордовии
Отдел литературы по краеведению и российской истории
Структура:
- Указ Президента РФ
- Мордва и Нижегородский края
- Мордва в истории страны (материалы с сайта Республики Мордовия)
- Интернет-ресурсы
Указ Президента РФ
13 января 2009 года Президент Российской Федерации Дмитрий Медведев подписал указ «О праздновании 1000-летия единения мордовского народа с народами Российского государства».
Главный смысл указа - подчеркнуть особую значимость взаимопонимания, единства, многовековой дружбы, взаимообогащения и взаимоуважения многих её народов. Ведь мордва, люди с мордовскими корнями проживают по всей территории страны.
Ты трудной дорогой, Мордовия, шла,
России держалась и голову гордо несла.
Давали силы вольные Мокша и Сура,
Ты духом была и осталась сильна и добра.
С. Кинякин
Мордва и Нижегородский край
Нижегородская областьтрадиционно относится крегионам с многонациональным составом населения. На ее территории, кроме русских, издавна проживают татары, мордва, украинцы, чуваши, марийцы, белорусы, евреи, представители других национальностей.
Одним из коренных народов края является мордва. На территории Нижегородской области проживает в основном мордва-эрзя. География расселения такова:
- Большеболдинский район - в районном центре и населенных пунктах Перемеево, Пикшень, Чукалы;
- Гагинский район - в районном центре и населенных пунктах Большая Уда, Какино;
- Лукояновский район - в районном центре и населенных пунктах Антигеево, Иванцево, Крапивка, Мессинговка, Пичингуши, Шандрово;
- Сергачский район - в районном центре и населенных пунктах Акузово, Вязовка, Каменка;
- Шатковский район - в районном центре и населенных пунктах Алемаево, Великий Враг, Вечкусово, Кардавиль, Корино, Понетаевка, Старое Иванцево.
Отдельная этническая группа мордвы - терюхане проживает на территории Дальнеконстантиновского района - в населенных пунктах Арманиха, Большое Сеськино, Большое Терюшево, Борцово, Мигалиха, Сарлей, Инютино, Криуша.
Многие легенды и предания Нижегородской земли рассказывают о мордовском народе:
Кума-Чародейка: сказки, предания, легенды / [худож. Н. Антипова]. – Н. Новгород: Рус. Купец, 1993. – 398, [2] с.
Легенды и предания Волги-реки / сост., подгот. текста Н. В. Морохина, Д. Г. Павлова. - Н. Новгород: Нижегор. ярмарка, 1998. - 541, [1] с. - (Нижегородские были).
Народные сказания / [сост. и авт. вступ. ст. Н. В. Морохин при участии Д. Г. Павлова, М. П. Шустова ; тексты подгот. к публ. Н. В. Морохин, Д. Г. Павлов]. - Н. Новгород: Книги, 2010. - 524, [1] с.: ил. - (Нижегородские были).
Нижегородские предания и легенды / сост., вступ. ст., примеч. В. Морохина. – Горький: Волго-Вят. кн. изд-во, 1971. – 239 с.: ил.
Сохранились до нашего времени и названия населенных мест, происхождение которых также связано с мордвой:
Морохин Н. В. Наши реки, города и села / Н. В. Морохин; [предисл. авт.]. - Н. Новгород: Книги, 2007. - 426, [1] с.: ил. - (Нижегородские были).
Трубе Л. Л. Как возникли географические названия Горьковской области / Л. Л. Трубе; предисл. авт. - Горький: Кн. изд-во, 1962. - 192 с.: ил.
Музей Эрзянской Культуры - музей культуры народа эрзя в г. Лукоянове Нижегородской области. Создан более 15 лет назад и является единственным в мире. Районный Дом Культуры г. Лукоянова приютил экспозицию, посвященную истории и культуре коренного народа Нижегородской области. Без государственной поддержки, на средства друзей музея, создана уникальная экспозиция по культуре и истории народа эрзя.
Прочитать о мордовском народе на Нижегородской земле можно в книгах:
Записки краеведов: очерки, воспоминания, статьи, хроника. Вып. 11 / [сост. О. А. Рябов ; общ. редкол.: Б. М. Пудалов и др.]. - Н. Новгород: Книги, 2006. - 366 с.
Костылев В. И. Жрецы: роман / В. И. Костылев. - Горький: Волго-Вят. кн. изд-во, 1985. - 304 с.
Переиздание исторического романа, посвященного Терюшевскому восстанию мордвы 1745 года.
Морохин Н. В. Географический краеведческий словарь: (для школьника) / Н. В. Морохин. - 2-е изд., испр. и доп. - Н. Новгород: [Б. и.], 1992; 1993. - 48 с.
Наш край: кн. для уч-ся школ, гимназий и лицеев / сост. В. Шамшурин ; фот. И. Бубис. - Н. Новгород: Книги, 2002, 2006, 2011. - 430, [1] с.
Незнакомый Павел Мельников (Андрей Печерский) / [сост. , подгот. текстов, фото. и подбор ил. Н. В. Морохина, Д. Павлова ; коммент. Д. Павлова]. - Н. Новгород: Книги, 2011. - 538, [1] с.: портр. - (Нижегородские были).
В книгу вошли написанные П. И. Мельниковым статьи и очерки о родном крае. Большинство этих текстов мало известны, не переиздавались с XIX века. Также в книгу включена биография Мельникова-Печерского, написанная его современником и статья о верованиях и святилищах мордвы.
Оглобин Н. Н. Речные проселки / Н. Н. Оглобин; [авт вступ. ст. и коммент. Н. Морохин ; сост., подбор ил. Н. Морохина, Д. Павлова ; фот. А. Белоусова, Н. Морохина]. - Н. Новгород: Книги, 2010. - 309, [2] с.
Очерки 1900-х гг., ставшие итогами многочисленных путешествий известного публициста и историка по Нижегородскому Поволжью, по малым рекам.
Отечество мое Нижегородское: кн. для чтения / сост. Г. С. Камерилова. - Н. Новгород: Нижегор. гуманит. центр, 1997. - 355, [1] с.
Мордва в истории страны
(с официального сайта Республики Мордовии):
Выводы о том, что древняя мордва непосредственно участвовала в становлении Киевской Руси, были озвучены мордовскими учеными в 2006 году. Они заявили, что государственные взаимоотношения мордовского и русского народов имеют не 500-летнюю историю, как это официально считалось ранее, а насчитывают более 1000 лет. По их мнению, начиная с IX – X веков, мордва-мокша и эрзя принимали активное участие в строительстве, защите и развитии Российского государства. То, что мордва стояла у истоков древнерусского государства, и ранее утверждали некоторые известные советские ученые. Благодаря инициативе мордовских ученых 1000-летие единения мордовского, русского и других народов в составе Российского государства официально подтвердили ученые РАН. «Процесс вливания мордовского народа в Русское государство был очень длительным и занял несколько столетий, – сказано в экспертном заключении.
- Несомненно, что свое начало он берет в X-XI веках, и имеет исторические основания. За исходный хронологический пункт взяты события и ситуация конца X века, когда летопись упоминает о выплате мордвой дани русским князьям, что и в то время, и гораздо позже являлось одним из главных показаний подданства. При этом многозначный термин «дань» означал всю совокупность податей и налогов, а не сводился к выплатам побежденных завоевателям. Именно тогда начинала складываться «национальная политика», присущая впоследствии Московскому государству и Российской империи, - постепенная интеграция народов и регионов в свою структуру.
Первоначально на новых территориях традиционный социальный уклад оставался в неприкосновенности. Центральные власти долгое время довольствовались регулярным получением необременительных податей, привлечением местного населения во время военных компаний и лояльностью к верховному Государю. Именно такой статус имела мордва в Древнерусском государстве».
Директор Научно-исследовательского института гуманитарных наук при Правительстве Республики Мордовия В. А. Юрченков считает, что существует достаточная доказательная база из письменных источников и археологических находок о древних взаимоотношениях мордвы и славян.
По мнению российских археологов, проникновение славян на мордовские земли началось еще в V веке: в древнемордовских могильниках этого периода найдены предметы быта и следы обряда трупосожжения, характерные для славянских племен.
С VIII по X век «лесной народ» (мордва) и соседствующие с ним славяне – вятичи и кривичи – находились под властью Хазарского каганата и платили ему дань. В 965 году внук Рюрика – князь Святослав организовал поход против хазар и одержал над ними сокрушительную победу. Все племена, в том числе и мордва, освободившись от зависимости каганата, стали данниками Киевской Руси.
По мнению директора Института российской истории РАН А. Н. Сахарова, победа над хазарами позволила Святославу заключить с поволжскими народами договор. И когда в 985 году его сын – Владимир Красное Солнышко – шел через мордовские земли на Волжскую Булгарию, местное население не оказало ему никакого сопротивления. Это значит, что договор, заключенный его отцом, продолжал действовать.
Административные отношения между мордовским народом и киевскими князьями подтверждают многие источники. В «Слове о погибели Русской земли» (начало XIII века) говорится, что «мордва бортничала на великого князя Владимира». Автором летописи дается и четкая хронологическая привязка существования мордвы в составе Руси – это время княжения Владимира Мономаха (1053 – 1125), Юрия Долгорукого (конец 90-х г. XI века – 1157 г.) и Всеволода Большое Гнездо (1154 – 1212).
Историк В. О. Ключевский утверждал, что отношения между финно-уграми и славянами носили мирный характер. Ни в письменных источниках, ни в народных преданиях великороссов нет упоминаний о каких бы то ни было враждебных проявлениях. Наоборот – имело место взаимопроникновение культур: мордовские праздники приурочивались к русским народным или церковным празднествам, в молитвы, обращенные к языческим богам, вставлялись русские слова. В свою очередь, при проведении первой религиозной реформы, которая должна была объединить все союзные племена, Владимир Красное Солнышко включил в пантеон славянских богов мордовскую богиню плодородия и земледелия Мокошь.
Об активной политике правителей древнерусского государства в мордовских землях говорят и предметы славянского дружинного вооружения, которые достаточно распространены в мордовском крае. Например, в начале 1980-х годов мордовский археолог В. Шитов обнаружил в Шокшинском могильнике двулезвийный каролингский меч, который лежал рядом с останками кремированного воина. Возможно, это был представитель воинского подразделения киевских князей.
В 1999 – 2000 годах в мордовском Кельгининском могильнике (Зубово-Полянский район республики) были обнаружены металлические подвески с княжеским знаком Вышеслава Владимировича, княжившего в 980 – 1010 гг. Их находка свидетельствует о том, что на рубеже Х – ХI веков на мордовских землях находились представители русской княжеской администрации. Это также подтверждает, что большая часть данных территорий находилась под юрисдикцией Древнерусского государства. Российские исследователи полагают, что подобные находки говорят о процессе феодального освоения племенных земель.
К XI – XII векам относятся и обнаруженные в мордовской земле нательные крестики и иконки с изображением Богоматери и первых русских святых – Бориса и Глеба. В составе Московского княжества мордва, освободившаяся из-под власти ханов, не раз вместе с русскими принимала участие в борьбе с Золотой Ордой. Об этой совместной борьбе с татарскими феодалами сообщается в летописях. Так в 1444г ордынский царевич Мустафа совершил поход на Рязанское княжество, учинив ему разорение. Против Мустафы было послано войско, в составе которого была и «мордва на ртаж (лыжах), с сулицами, рогатинами и с саблями».
В XV в. четко определилась неразрывная общность мордовских земель с русскими территориями. В духовной грамоте Ивана III от 1504 года мордовское Поволжье представлено как географическая область, давно функционирующая в составе Российского государства. Мордовский народ принимал активное участие в казанских походах Ивана IV.
Важной страницей истории мордвы, одним из ярких символов единения мордовского народа с народами России служат события Смутного времени, когда осенью 1612 г. героические действия служилых людей и населения мордовского края по защите рубежей страны не позволили кочевникам нанести удар по центральным районам и помешать изгнанию интервентов. Во время крупного набега на юго-восточные рубежи Российского государства алатырский воевода А. Хилков обратился к мордовскому мурзе Баюшу с просьбой собрать татарских мурз и мордву и выступить на защиту тылов войска К. Минина и Д. Пожарского. Объединенные силы русских, мордвы и татар разбили противника, что имело огромное значение для успешных действий ополчения, способствовало, таким образом, воссозданию единого многонационального Российского государства. Эти события делают исключительно знаменательным проведение главных юбилейных мероприятий 1000-летия именно в 2012 году, когда исполняется 400 лет окончания Смуты.
Приведенные факты являются историческими основаниями празднования на федеральном уровне 1000-летия единения мордовского народа с народами Российского государства. Таким образом, предстоящий юбилей призван подчеркнуть в первую очередь историческую общность всех народов России, вносящих свой вклад в укрепление ее государственности; участие в процессе формирования Российского государства многих этносов, в том числе и мордвы как одного из государствообразующих народов; а также огромную значимость сохранения уникального социокультурного ландшафта на территории России как основы обеспечения ее целостности и эффективного, поступательного развития. Несомненно, что юбилейные мероприятия будут способствовать также консолидации финно-угорского сообщества, развитию культуры финно-угорских народов, обогащению международных культурных связей.
Интернет-ресурсы:
Тысячелетие единения мордовского народа с народами Российского государства: [Электронный документ]. (http://www.mordva1000.ru/). Проверено 24.06.2012.
Представлены разделы «Новости», «Подготовка к 1000-летию», «История мордвы», «Мордва в мире», «Мордовия сегодня», «Спорт в Мордовии», «Фото», «Документы».
Республика Мордовия: [Электронный документ]. (http://www.e-mordovia.ru/). Проверено 24.06.2012.
Русь и мордва: [Электронный документ]. (http://sgpek.ru/sites/Edinenie/index.html). Проверено 24.06.2012.
Разделы «История», «Мир Мордвы», «Знаменитые люди», «Будущее», «История моего села».
К знаменитым людям причислен и наш земляк, уроженец села Вельдеманово Патриарх Никон.
Заведующая отделом литературы по краеведению и российской истории
Любовь Вениаминовна Сускина
Вы можете посмотреть результаты.