Что больше всего угрожает здоровью в Вашем городе, посёлке?
» Ростислав Алексеев » Прочти о Ростиславе Алексееве » Такого шанса больше не будет! - Вадим Яковлевич Максимов
Такого шанса больше не будет! - Вадим Яковлевич Максимов
В опубликованной в «HP» статье «Наша «Комета» в Сочи не нужна?» поднимается вопрос о возрождении судов на подводных крыльях. Там же говорится о том, что от «Комет», созданных легендарным конструктором Ростиславом Алексеевым, пришлось отказаться. Но не говорится о том, за счет каких именно технических решений новая «Комета-120М» будет эффективнее «Кометы», созданной Алексеевым. В связи с этим необходимо высказаться в защиту старой «Кометы», а также коснуться существующего положения дел в скоростном судостроении.
80 процентов всех СПК в мире спроектированы под руководством Ростислава Алексеева. Наши СПК эксплуатировались в 32 странах, в том числе и в Италии — основном экспортере СПК за рубежом.
Портрет Р. Е. Алексеева вывешен в галерее выдающихся личностей XX века в конгрессе США.
В Амстердаме в 1998 г. на симпозиуме по скоростным судам было сказано: «Успехи русских в этой области — это феномен Алексеева, который совершил две технические революции в судостроении — это СПК и экранопланы».
Особым спросом за рубежом пользовалась «Комета». По заключению экспертных групп США, из всех СПК в мире советские «Кометы» в наибольшей степени удовлетворяют требованиям американской публики.
В чем же состоит отличие «Кометы» от зарубежных СПК США, Японии, Италии и отечественных СПК «Мир» и «Стрела»?
В основу образа последних заложена корабельная архитектура. Это форма, близкая к обычным плавающим судам. Основная часть пассажиров находится в корпусе с маленькими окнами-иллюминаторами, которыми могут пользоваться только пассажиры, сидящие у окна. Отделка помещений подчинена форме корпуса(переменная ширина пола и потолка, меняющийся наклон стенных панелей). Такое помещение не радует глаз, не восхищает.
Совершенно по-иному построена архитектура «Кометы». Привлекательность ее связана с оригинальным решением общей компоновки и внешнего вида судна — удачное сочетание формы и функции.
Все пассажиры располагаются на одном уровне — на палубе, удаленной от воды настолько, что позволяет безопасно применять большие окна. Само пассажирское помещение напоминает салон широкофюзеляжного авиалайнера со строгими рядами кресел. Окна дают много света и позволяют всем пассажирам любоваться красотами побережья. Шаг кресел и проходы между рядами кресел больше, чем на других СПК, почти на 20 процентов.
Форма «Кометы» (в крыльевом режиме) подчеркивает скорость и легкость движения, хорошо вписывается в современные формы скоростных транспортных средств, в наименьшей степени испытывающих лобовое и боковое сопротивление воздуха, а это и экономика, и безопасность.
Особо необходимо остановиться на экономической эффективности пассажирских СПК, поскольку они являются социальным видом транспорта. Это значит, что при прочих равных (оборудование, отделка и др.) строительная стоимость судна и эксплуатационные расходы (и, как следствие, дотационные расходы) должны быть минимальными.
При возрождении «Комет» (если на это будет соответствующее решение) необходимо сохранить образ судна, созданный Р. Е. Алексеевым, и хорошо отработанные конструктивные решения, устранить имеющиеся недостатки, установить современное навигационное оборудование, применить новые отделочные материалы и т. п.
В целом ситуация с созданием скоростного флота на базе СПК «Комета» выглядит следующим образом.
1. На Черноморском побережье ведутся подготовка к Олимпийским играм 2014 г. и создание курортной зоны высокого класса. Скоростной флот при этом является неотъемлемой частью жизнеобеспечения всего региона (в 90-е весь скоростной флот был продан).
2. Предложение о возрождении скоростного флота на базе СПК «Комета» было передано в правительство Нижегородской области ведущими специалистами (бывшими работниками ЦКБ по СПК) более двух лет тому назад
3. Информация о строительстве в Сингапуре скоростных катамаранов для возрождения пассажирских перевозок в Сочинском регионе появилась в марте 2009 г. Упоминаемые катамараны уступают «Кометам» по мореходности, скорости, экономичности.
Недавно стало известно о приобретении СПК итальянской постройки (значит, есть жизненная необходимость).
4. Есть заявление вице-премьера РФ Сергея Иванова на морской коллегии о необходимости строительства «обычных «Комет».
5. Есть призывы президента РФ и правительства РФ о развитии отечественной промышленности в связи с кризисом.
Именно «Комета» в максимальной степени удовлетворяет антикризисным условиям (развитие отечественного судостроения, моторостроения и др. смежных отраслей, рабочие места, развитие науки и т. п.)
6. Нижний Новгород располагает научно-техническим и производственным потенциалами для создания скоростного флота (а не одного судна) на базе СПК «Комета».
7. Потребность в «Кометах» может оказаться большой, принято решение на международном уровне о списании всех «Комет», поскольку ресурс их давным-давно вышел. На установившихся скоростных линиях «Кометам» равноценной замены нет.
Всего было построено 190 единиц, из них больше половины на экспорт. Большая часть из оставшихся судов эксплуатировалась по всему побережью Черного моря.
Возникает вопрос, почему, если и политика, и экономика, и нравственность за «Комету», предложение не рассматривается более двух лет?
Напомню что скоростной флот является социальным и не очень вписывается в развивающийся рынок. Так уж повелось, что в судьбе крылатого флота приходилось принимать участие первым лицам государства (Л. М. Кагановичу, А. И. Микояну, Н. С. Хрущеву, Д. Ф. Устинову и министрам МРФ, ММФ, МСП). Поэтому вопрос о возрождении скоростного флота на Черноморском побережье должен решаться первыми лицами нашего и Сочинского регионов. Запаса времени не осталось.
Лихие 90-е не обошли стороной и скоростное судостроение. Поэтому создание флота в оставшееся время возможно только на базе хорошо отработанной «Кометы». Несколько схожая ситуация сложилась в конце 40-х годов в авиапроме. Отставание от США составляло более десяти лет. Руководство страны принимает решение о создании полной копии новейшего американского бомбардировщика В-29 (летающая крепость). В результате всего через два года была построена эскадрилья современнейших бомбардировщиков Ту-4 и на порядок был поднят уровень авиационной промышленности и смежников.
«Комета» — это тот учебный материал, на котором можно научиться оценивать технические решения, разработанные под руководством великого мастера скоростных судов Р. Е. Алексеева, а в последующем по мере накопления потенциала совершенствовать и развивать СПК и другие скоростные суда.
Ситуация, сложившаяся вокруг «Кометы», позволяет в короткие сроки, с минимальными затратами и рисками возродить крылатый флот в России.
Такого шанса больше не будет!
А скорости на транспорте, в том числе и на водном, продолжают расти, таковы реалии.
Вадим Яковлевич Максимов.
бывший начальник
проектного отдела ЦКБ
по СПК им. Р. Е. Алексеева.
при содействии группы
ветеранов ЦКБ.
Вы можете посмотреть результаты.