ВНИМАНИЕ! Это архивная версия сайта! Возможно информация устарела. Актуальный сайт: НГОДБ.рф

Опрос дня:

Что больше всего угрожает здоровью в Вашем городе, посёлке?


На это вопрос уже ответили 460 посетителей.
Вы можете посмотреть результаты.
результаты
Карта сайта

r52.ru

Яндекс.Метрика

» Ростислав Алексеев » Прочти о Ростиславе Алексееве » Такого шанса больше не будет! - Вадим Яковлевич Максимов

Такого шанса больше не будет! - Вадим Яковлевич Максимов

В опубликованной в «HP» статье «Наша «Комета» в Сочи не нужна?» поднимается вопрос о воз­рождении судов на подводных крыльях. Там же говорится о том, что от «Комет», созданных легендарным конструктором Ростиславом Алексеевым, пришлось отказаться. Но не говорится о том, за счет каких именно технических решений новая «Комета-120М» будет эффективнее «Кометы», созданной Алексеевым. В связи с этим необходимо высказаться в защиту старой «Кометы», а также коснуться существующего положения дел в скоростном судостроении.

80 процентов всех СПК в мире спроектированы под руководством Ростислава Алексеева. Наши СПК эксплуатировались в 32 странах, в том числе и в Италии — основном экспортере СПК за рубежом.

Портрет Р. Е. Алексеева вывешен в галерее выдающихся личностей XX века в конгрессе США.

В Амстердаме в 1998 г. на симпозиуме по скоростным судам было сказано: «Успехи русских в этой области — это феномен Алексеева, который совершил две технические революции в судостроении — это СПК и экранопланы».

Особым спросом за рубежом пользовалась «Комета». По заключению эксперт­ных групп США, из всех СПК в мире советские «Кометы» в наибольшей степени удовлетворяют требованиям американской публики.

В чем же состоит отличие «Кометы» от зарубежных СПК США, Японии, Италии и отечественных СПК «Мир» и «Стрела»?

В основу образа последних заложена корабельная архитектура. Это форма, близкая к обычным плавающим судам. Основная часть пассажиров находится в корпусе с маленькими окнами-иллюминаторами, которыми могут пользоваться только пассажиры, сидящие у окна. Отделка помещений подчинена форме корпуса(переменная ширина пола и потолка, меняющийся наклон стенных панелей). Такое помещение не радует глаз, не восхищает.

Совершенно по-иному построена архитектура «Кометы». Привлекательность ее связана с оригинальным решением общей компоновки и внешнего вида судна — удачное сочетание формы и функции.

Все пассажиры располагаются на одном уровне — на палубе, удаленной от воды настолько, что позволяет безопасно применять большие окна. Само пассажирское помещение напоминает салон широкофюзеляжного авиа­лайнера со строгими рядами кресел. Окна дают много света и позволяют всем пассажирам любоваться красотами побережья. Шаг кресел и проходы между рядами кресел больше, чем на других СПК, почти на 20 процентов.

Форма «Кометы» (в крыльевом режиме) подчеркивает скорость и легкость движения, хорошо вписывается в современные формы скоростных транспортных средств, в наименьшей степени испытывающих лобовое и боковое сопротивление воздуха, а это и экономика, и безопасность.

Особо необходимо остановиться на экономической эффективности пассажирских СПК, поскольку они являются социальным видом транспорта. Это значит, что при прочих равных (оборудование, отделка и др.) строительная стоимость судна и эксплуатационные расходы (и, как следствие, дотационные расходы) должны быть минимальными.

При возрождении «Комет» (если на это будет соответствующее решение) необходимо сохранить образ судна, созданный Р. Е. Алексеевым, и хорошо отработанные конструктивные решения, устранить имеющиеся недостатки, установить современное навигационное оборудование, применить новые отделочные материалы и т. п.

В целом ситуация с созданием скоростного флота на базе СПК «Комета» выглядит следующим образом.

1. На Черноморском побережье ведутся подготовка к Олимпийским играм 2014 г. и создание курортной зоны высокого класса. Скоростной флот при этом является неотъемлемой частью жизнеобеспечения всего региона (в 90-е весь скоростной флот был продан).

2. Предложение о возрождении скоростного флота на базе СПК «Комета» было передано в правительство Нижегородской области ведущими специалистами (бывшими работниками ЦКБ по СПК) более двух лет тому назад

3. Информация о строительстве в Сингапуре скоростных катамаранов для возрожде­ния пассажирских перевозок в Сочинском регионе появилась в марте 2009 г. Упоминаемые катамараны уступают «Кометам» по мореходности, скоро­сти, экономичности.

Недавно стало известно о приобретении СПК итальянской постройки (значит, есть жизненная необходимость).

4. Есть заявление вице-премьера РФ Сергея Иванова на морской коллегии о необходимости строительства «обычных «Комет».

5. Есть призывы президента РФ и правительства РФ о развитии отечественной промышленности в связи с кризисом.

Именно «Комета» в максимальной степени удовлетво­ряет антикризисным условиям (развитие отечественного судостроения, моторостроения и др. смежных отраслей, рабочие места, развитие науки и т. п.)

6. Нижний Новгород располагает научно-техническим и производственным потенциалами для создания скоростного флота (а не одного судна) на базе СПК «Комета».

7. Потребность в «Кометах» может оказаться большой, принято решение на международном уровне о списании всех «Комет», поскольку ресурс их давным-давно вышел. На установившихся скоростных линиях «Кометам» равноценной замены нет.

Всего было построено 190 единиц, из них больше по­ловины на экспорт. Большая часть из оставшихся судов эксплуатировалась по всему побережью Черного моря.

Возникает вопрос, почему, если и политика, и экономика, и нравственность за «Комету», предложение не рассматрива­ется более двух лет?

Напомню что скоростной флот является социальным и не очень вписывается в развивающийся рынок. Так уж повелось, что в судьбе крылатого флота приходилось принимать участие первым лицам государства (Л. М. Кагановичу, А. И. Микояну, Н. С. Хрущеву, Д. Ф. Устинову и министрам МРФ, ММФ, МСП). Поэтому вопрос о возрождении скоростного флота на Черноморском побережье должен решаться первыми лицами нашего и Сочинского регионов. Запаса времени не осталось.

Лихие 90-е не обошли стороной и скоростное судостроение. Поэтому создание флота в оставшееся время возможно только на базе хорошо отработанной «Кометы». Несколько схожая ситуация сложилась в конце 40-х годов в авиапроме. Отставание от США составляло более десяти лет. Руководство страны принимает решение о создании полной копии новейшего американского бомбардировщика В-29 (летающая крепость). В результате всего через два года была построена эскадрилья современнейших бомбардировщиков Ту-4 и на порядок был поднят уровень авиационной промышленности и смежников.

«Комета» — это тот учебный материал, на котором можно научиться оценивать технические решения, разработанные под руководством великого мастера скоростных судов Р. Е. Алексеева, а в последующем по мере накопления потенциала совершенствовать и развивать СПК и другие скоростные суда.

Ситуация, сложившаяся вокруг «Кометы», позволяет в короткие сроки, с минимальными затратами и рисками возродить крылатый флот в России.

Такого шанса больше не будет!

А скорости на транспорте, в том числе и на водном, продолжают расти, таковы реалии.

Вадим Яковлевич Максимов.
бывший начальник
проектного отдела ЦКБ
по СПК им. Р. Е. Алексеева.
при содействии группы
ветеранов ЦКБ.