Что больше всего угрожает здоровью в Вашем городе, посёлке?
» Ростислав Алексеев » Связано с Ростиславом Алексеевым
Связано с Ростиславом Алексеевым
Дом, где жил Ростислав Алексеев в Нижнем Новгороде
Улица Ульянова 45 А. Именно здесь в каменном доме в 1940-е гг. поселился студент Ростислав Алексеев с женой. На доме установлена мемориальная доска. Здесь сохранились мебель, вещи, здесь живут потомки этой семьи.
Из публикации Татьяны Кокиной-Славиной: "24-летний Ростислав вернулся в Нижний и женился на Марине. Случилось это за две недели до войны - 6 июня 1941 года. Своего жилья у молодого человека не было, и они с женой поселились у тещи, в доме на улице Ульянова. Здесь Ростислав Евгеньевич прожил до конца своих дней, здесь родилось и выросло три поколения Алексеевых. И по сей день потомки конструктора занимают в доме на Ульянова две квартиры. В одной - четырехкомнатной - живет сама Татьяна Ростиславовна, ее младший сын Михаил с женой и двумя детьми, а также брат Татьяны Алексеевой - Евгений Ростиславович. В квартире напротив расположилась семья Глеба, старшего сына Татьяны Ростиславовны: жена и четверо детей".
Этот дом строился в 1930-ые гг. кооперативом «Новатор».
Литература:
Наумова О. И. 100 биографий домов Нижнего : каждый дом - своя судьба / О. И. Наумова ; [пер. Ю. В. Ильин ; дизайн А. В. Романов]. - Нижний Новгород : Кварц, 2008. - 264 с. : ил.
Наумова О. И. 100 биографий домов Нижнего : каждый дом - своя судьба / О. И. Наумова ; [пер.: Ю.В. Ильин, М.Б. Ганюшкина ; дизайн А.В. Романов]. - Нижний Новгород : Кварц, 2013. - 255 с. : ил.
Музей скоростей в городе Чкаловске
С 2012 года интерактивный Музей скоростей занимает весь 2-ой этаж ДК им. В.П. Чкалова, в основу которого вошла жизнь и деятельность гения ХХ столетия Р.Е. Алексеева. Используя новые технологии, данная информация в создаваемом Музее скоростей получила новое звучание и большую привлекательность.
Время для создания музейного квартала и Музея скоростей удачно - два юбилея (2011 и 2012 гг.), касающихся сверхдальних перелетов экипажа В.П. Чкалова на о. Удд (Дальний Восток) и через Северный полюс в Америку.
Музей скоростей имеет историческую и техническую направленность. 5 залов, в которых представлены материалы: фотографии, мебель, предметы изобразительного искусства, модели технического флота и экранопланов и многое другое. Ростиславу Алексееву посвящен второй раздел. Это залы «Феномен летающих судов» и «Время. Скорость. Результат». Здесь тема экранопланов и современноого развития конструкторской и производственной деятельности, то есть возрождение российского экранопланостроения, создание гражданского экраноплана и деятельность ЗАО «Арктической торгово-транспортной компании». Здесь представлены анимационные варианты объяснений принципов, на основе которых судно движется без контакта с водой. Здесь совершится знакомство с гениальным конструктором, совершившем революцию в судостроении, создавшим судно на подводных крыльях (СПК) и судно, движущееся без контакта с водой (экраноплан), благодаря которому Россия до сих пор сохраняет приоритет в области создания этих аппаратов.
Третий раздел - зал «Летающие люди: Ростислав Алексеев»- посвящен гениальному конструктору, создателю скоростных судов на подводных крыльях и летающих над водой экранопланов. В экспозиции представлены подлинные документы, личные вещи, печатные издания, макеты, модели, рассказывающие о личности конструктора, его работах, открытиях и изобретениях, творческих коллективах, создавших принципиально новые виды водного транспорта. Посетителям предоставляется возможность просмотра видеозаписи рассказов дочери конструктора Т.Р. Алексеевой, А.В. Иванова и др. о работе Р.Е. Алексеева, его характере, жизненных принципах, то есть активно используется медийная техника. Сотрудники музея создали медиапродукт (5-7-минутный фильм), который, в своем роде, является уникальным, так как основан на документальных хрониках.
Своеобразным продолжением экспозиций данного музея стал мультимедийный зал, рассчитанный на 40 мест. Здесь для посетителей демонстрируются научно-просветительский фильм «Скорость» и одноименный фильм в формате 3Д, повествующие о жизни и деятельности двух великих личностей – В.П. Чкалове и Р.Е. Алексееве.
ОН НЕ ЗНАЛ, ЧТО ТАКОЕ СОМНЕНИЕ. РОСТИСЛАВ АЛЕКСЕЕВ
9 февраля 1980 года перестало биться сердце Р.Е. Алексеева. Впрочем, перестало ли? В рокоте двигателей мчатся по рекам и морям разных стран крылатые корабли, в каждом из них вложена частичка сердца замечательного изобретателя, инженера, ученого – Ростислава Евгеньевича Алексеева.
Идею подъема корпуса судна над поверхностью воды с помощью подводных крыльев запатентовал в 1891 году российский подданный Шарль де Ламбер. Более 50 лет билось человечество над реализацией этой идеи. Теоретические основы работы подводных крыльев были заложены в трудах советских академиков В. Кочина, М. Келдыша, М. Лаврентьева, инженера А. Владимирова и других. Создание скоростных судов на подводных крыльях было неизбежно, как неизбежно любое открытие в мире. Личность лишь меняет сроки события. Р.Е. Алексеев – создатель скоростных судов, лауреат Государственных и Ленинской премий, заслуженный изобретатель РСФСР и явился такой личностью, счастливо воплотившей в себе качества изобретателя, конструктора, ученого и организатора.
Отец Ростислава Алексеева – Евгений Кузьмич много и плодотворно работал на поприще науки, руководил опытной сельскохозяйственной станцией в городе Новозыбкове. Упорная работа агронома была отмечена званием профессора. Мать-учительница прививала детям (в семье, кроме Ростислава, было еще трое детей) любовь к музыке, живописи, научила радоваться жизни в каждом ее проявлении.
Мысль о создании судна на подводных крыльях впервые возникла у студента-третьекурсника, когда он прочитал теоретическую статью в техническом журнале, в которой рассматривались условия обтекания пластины, находящейся в потоке воды. На первый взгляд все просто. Но, если вдуматься, статью читали многие. Конструированием судов на подводных крыльях занимались многие, а каков результат? И только А.Е. Алексееву выпало на долю стать Творцом скоростных судов, совершив коренной переворот на водном транспорте. Что тут повлияло: творческое озарение, интуиция, холодный инженерный расчет?
По словам старинного друга Алексеева Н.И. Белавина, Ростислав Евгеньевич глубоко понимал физику явлений независимо от сложности, умел быстро и оригинально представить их в упрощенном виде, пригодном для приближенных расчетов. И отличал еще одно качество: размах в постановке экспериментов, исключительная смелость в принятии решений, умение пойти на технический риск.
Р. Алексееву, завзятому яхтсмену, у нас в стране принадлежит первенство в применении на яхтах вращающейся мачты, изгибающегося гика, а самое главное – создание обтекаемых обводов корпуса, которые сохраняют симметрию при крене яхты. Еще, будучи студентом 4-го курса, Алексеев был избран председателем жюри Всесоюзного конкурса по проектированию парусных судов.
«Обратите внимание, в сумрачные дни блики на поверхности воды серые, стальные, твердые. В детстве я мечтал, что если сильно разогнаться, то по воде можно бежать, скользить, лететь, цепляясь руками за шершавую, бугорчатую поверхность реки» - учил людей искусству научного созерцания Ростислав Евгеньевич Алексеев.
Простота, надежность, естественная устойчивость, высокая гармония и красота - отличительные черты «алексеевского» стиля. Совершенный классический корабль - это гармония десятков, сотен элементов, которые входят в состав этой системы, среди которых главными являются корпус, силовая установка, система управления. Фокус конструирования в том, что невозможно достигнуть совершенства корабля, достигнув совершенства отдельных элементов. Гармония возникает в результате многовариантного компромисса, сложного соглашения тысячи противоречащих факторов. В скоростном судостроении есть одна фамилия, один человек, которому эта гармония, это произведение искусства удалось - Алексеев.
В 50-е годы Р.Е. Алексеев начал проектировать, а в 60-е - поднял на крылья классическую серию скоростных судов: «Ракету», «Метеор», «Буревестник», «Спутник», «Комету». Самой совершенной работой специалистами признан «Метеор». Самым скоростным судном был «Буревестник», оснащенный двумя авиационными турбинами АИ-20. На «Комете» Р.Е. Алексеев совершил кругосветное плавание, одолел Тихий и Атлантический океаны. Толпы иностранцев собирались в портах, чтобы своими глазами взглянуть на русское чудо - скоростной крылатый корабль. Своеобразие «Кометы», особенно на фоне «плавающих утюгов», поражало воображение.
Ярких впечатлений и острых ощущений в процессе работы с Алексеевым было много. Он понимал, что путь к открытиям лежит не через книги и учебники. Идею нельзя только думать, ее надо чувствовать сердцем, страстно любить, потому что мысль всегда материальна, имеет ткань, фактуру, имя. Кроме парусного спорта, которым Ростислав Евгеньевич занимался всю свою жизнь, он был мастером спорта по скоростному спуску на лыжах, прыгал с трамплина, гонял по заснеженному волжскому льду на парусном буере, самостоятельно летал на самолете, прыгал с парашютом. Особенно любил кататься на водных лыжах, планировать на парашюте-планере, привязанном к движущейся машине, и водить машину, знаменитую «Чайку».
В скоростном судостроении в ту пору существовало три основных направления: суда на подводных крыльях, глиссеры и суда на воздушной подушке. Все три направления Алексеев считал тупиковыми, не соответствующими требованиям эры авиации и космонавтики. Иногда, в шутку подчеркивая свою мысль, он говорил: «Проектирование глиссеров - это задача для троечников, суда на воздушной подушке - это женская забава».
О том, что подъемная сила крыла увеличивается в момент приближения к поверхности на расстояние в несколько метров, знали давно. В годы Второй мировой войны в морской авиации летчики пытались пилотировать поврежденные самолеты с целью экономии топлива в режиме полета «на экране», над морем. Иногда им удавалось дотянуть машину до берега, чаще нет. На такой полет мог решиться только обреченный на гибель летчик или смертельно рискующий трюкач. Известно, что Валерий Чкалов пролетел на самолете под аркой моста. Мастерство асса было в том, что Чкалов интуитивно чувствовал «экран» и мог удержать самолет над рекой достаточное для пролета под мостом время.
Конструктивный потенциал СПК он быстро исчерпал созданием серии судов, настолько совершенной, что по большому счету все попытки последователей Алексеева усовершенствовать эти суда окончились ничем.
Рано или поздно, в качестве нового вида транспорта экранопланы могут потеснить авиацию с морских линий, ускорить грузооборот на водных магистралях, заменить вертолеты в глухих бездорожных районах. Экранопланам не требуются бетонные и асфальтные покрытия, железные рельсы, аэродромы и причалы. Они будут востребованы везде, где для достижения цели необходима скорость.
Использованы материалы:
http://chkalovsk-tur.ru/muzei/muzejnyj_kvartal_russkie_krylya4/
http://русскиекрылья.рф/
(ил. - фото)
Музей речного флота в Н.Новгороде
Музей расположен на 4-м этаже здания Волжской государственной академии водного транспорта по адресу: Нижний Новгород, улица Минина, дом 7. Экспозиция освещает историю судоходства на Волге.
Музей был образован в 1921 году в г. Саратове под названием «Музей волгаря». Организатором и первым директором музея был Фёдор Николаевич Родин. В 1935 году музей был переведён в г. Горький в здание современной Волжской государственной академии водного транспорта.
В зале, посвященном пассажирскому флоту, можно увидеть скоростные суда на воздушной подушке («Зарница», «Сормович», «Орион» и др.), на подводных крыльях («Ракета», «Метеор», «Спутник») и экранопланы («Орлёнок»).
Использованы материалы:
vk.com›muzeivolgarya
Абаева Г.П. Листая страницы истории... / Г. П. Абаева // Нижегородский музей. - 2012.-№23. - С. 64-75.
О Музее речного флота при Волжской государственной академии речного транспорта в Нижнем Новгороде.
(ил. - фото)
Памятник Ростиславу Алексееву в Нижнем Новгороде
Памятник открыт в Сормово в 2009 году. Авторы – заслуженный художник Российской Федерации скульптор Татьяна Холуева и архитектор Анастасия Хвиль.
Он расположен на пересечении улиц Юбилейная и Коминтерна, возле автомобильной дороги Нижний Новгород – Иваново.
Из истории создания памятника:
В 2006 году глава города принял решение о проведении конкурса проектов памятника Ростиславу Алексееву. Победителями стали скульптор, заслуженный художник РФ Татьяна Холуёва, скульптор Алексей Щитов и архитектор Анастасия Хвиль. Заказчиком сооружения скульптуры выступили департамент культуры администрации Нижнего Новгорода. Все важные вопросы по проектированию и сооружению монумента принимались на художественных советах с участием главы города.
Монумент представляет собой скульптурную композицию, устремленную ввысь почти на 16 метров: динамичная фигура конструктора из бронзы высотой 3,2 метра и торжественные колонны из нержавеющей стали, стилизованные под два паруса-крыла, на килевидном постаменте. На постаменте высечены слова - «Создателю скоростного флота России, выдающемуся конструктору судов на подводных крыльях и экранопланов Ростиславу Алексееву от нижегородцев». Как сказала скульптор Т. Г. Холуева, конфигурация крыльев должна создавать ощущение полета.
Эта деталь памятника изготавливается на экспериментальной верфи ЦКБ им. Р. Алексеева. Вес обоих крыльев-парусов достигает 6 тонн. Они - серого цвета, обработка пескоструем обеспечит им матовость, чтобы не бликовали на солнце.
Площадка вокруг памятника (около 900 квадратных метров) выложена плитами из черного гранита, постамент облицуют серым.
Литература:
Нижний Новгород. Историческое и культурное наследие / [авт.-сост.: Б.С. Извеков, А.В. Кессель ; фот. Б.С. Извекова и др.]. - Нижний Новгород : БегемотНН, 2013. - 381, [1] с. : ил.
Смотрите о том, как создавался памятник: http://vestinn.ru/news/society/21963/?sphrase_id=554122
(ил. - фото)
Памятник судну на подводных крыльях «Метеор-001»
Памятник находится в Сормовском районе Нижнего Новгорода, напротив здания администрации района в 300 метрах вглубь жилого района по бульвару Юбилейный от памятника Алексееву.
Судно на подводных крыльях «Метеор проекта 342Э». Разработан в нижегородском конструкторском бюро по судам на подводных крыльях под руководством выдающегося конструктора Ростислава Алексеева и построено на заводе «Красное Сормово».
(ил. - фото)
НГТУ имени Р. Алексеева
Приказом Федерального агентства по образованию от 1 марта 2007 года Нижегородский государственный технический университет переименован в Нижегородский государственный технический университет им. Р.Е. Алексеева.
Алексеев в 1935 году поступил в Горьковский индустриальный институт имени Жданова (ныне Нижегородский государственный технический университет им. Р. Е. Алексеева) на кораблестроительный факультет (ныне факультет Морской и авиационной техники). 1 октября 1941 года защитил дипломную работу «Глиссер на подводных крыльях»; госкомиссией Алексееву было присвоено звание инженера-кораблестроителя.
(ил. - фото)
Кубок Алексеева
Ростислав Алексеев с юности был увлечён парусным спортом, создал и возглавил парусную секцию в Горьковском индустриальном институте (так тогда назывался НГТУ), участвовал во многих соревнованиях и добился звания мастера спорта СССР.
Им была основана регата «Кубок Алексеева» в 1979 году, которая теперь имеет Всероссийский статус.
Школа №183 имени Ростислава Алексеева Нижнего Новгорода
Более подробно – на сайте школы - http://alekseev183.jimdo.com/
Либежевская средняя школа имени Р. Алексеева Чкаловского района Нижегородской области
Более подробно см. на сайте музея школы - http://alekseevschool.ru/museum/
Памятник и улица Алексеева в селе Кузнецово Чкаловского района Нижегородской области
В селе Кузнецово Чкаловского района находилась испытательная база ЦКБ по СПК. Здесь назвали улицу в честь Р. Алексеева и был установлен памятник.
(ил. - фото)
Вы можете посмотреть результаты.