Что больше всего угрожает здоровью в Вашем городе, посёлке?
» 0+ Наши дела » Отчет о проведении всероссийской библиотечной школы «Лидер 2016»
Отчет о проведении всероссийской библиотечной школы «Лидер 2016»
С 15 по 19 августа 2016 года в НГОДБ работала XIII всероссийская библиотечная школа «Лидер-2016» в Нижегородской государственной областной детской библиотеке в сотрудничестве с Российской библиотечной ассоциацией. ТЕМА: «Личность и природа: развитие экологического сознания и воспитание экологической культуры юных читателей».
Участники Школы были вовлечены в четырехдневные информационные танцы библиотечных пчел, познакомились и подружились с коллегами и получили заряд профессиональной и творческой энергии.
Танцы библиотечных пчел это:
- способ коммуникации,
- активные методы общения.
В ходе работы школы участники:
- новые знания, которые способствуют развитию экологическое сознание и воспитанию экологической культуры,
- обменялись опытом работы,
- познакомились с интерактивными формами работы с научно-познавательной и художественной книгой,
- апробировали технологию КТД (коллективно-творческое дело) по выращиванию идей для решения экологических проблем и создали информационно-познавательные продукты.
Были обсуждены темы:
- Природное и культурное наследие человечества.
- Роль книги в экологии человека.
- Ноосфера и библиосфера.
- Здоровый человек – здоровая природа.
- Экология культуры.
- Образ природы в истории культуры.
- Книга как источник жизни.
Занятия проходили:
- 15 и 17 августа - на базе Нижегородской государственной областной детской библиотеки (Звездинка,5),
- 18 и 19 августа в библиотеках и учреждениях культуры Арзамасского района и г.Балахны.
Количество участников - 44.
География: В школе «Лидер» приняли участие сотрудники детских библиотек и издательств из России. Российские участники представляли регионы: город Москва, Владимирскую Кировскую, Московскую, Орловскую, Рязанскую, Самарскую области и Республику Чувашия. Виртуальное участие приняли библиотекари из Липецкой области, Республики Коми.
Информационно - раздаточные материалы:
- Программа школы.
- Список участников.
- Сборники методических рекомендаций НГОДБ.
- Буклет об НГОДБ и об открытие памятника «Воробьишко».
- Журналы «Детское чтение», «Школьная библиотека: сегодня и завтра».
- Рекламная и сувенирная продукция НГОДБ.
Информационные материалы в электронном формате:
- «Я - житель планеты Земля» материалы из опыта работы нижегородских библиотек по экологическому воспитанию.
- «Детские библиотеки – лауреаты и участники конкурса на Премию министерства культуры Нижегородской области в области библиотечного дела в 2015 году».
Информационная среда НГОДБ была представлена предметными, книжными, творческими выставками, посвященными летнему чтению, Году Кино и Году Экологии.
На Школе использовалась технология модерации и активные методы общения
- «Планета Пчёл» – игра для приветствия знакомства с участниками школы.
- «Моя семья»» - создание команды.
- «Прогноз погоды» - выяснение ожиданий и опасений.
- «Танец пчёл» - подведение итогов (рефлексия, анализ оценка) каждого рабочего дня.
- «Бочка мёда» - подведение итогов работы школы.
- «Пчелиная олимпиада» - выявление награждение активных участников.
Участники Школы были включены в интерактивные игры:
- «Все связано со всем» участие в создании выставки-инфографики.
- «Искусство в природе. Природа в искусстве» определение писателей и художников по представленным фрагментам.
- «Дерево Экомира» - работа с заданиями, представленными на инсталляции.
Выступления гостей Школы проходило в режимах непосредственного и удалённого участия:
Непосредственное участие
Ученые – экологи:
- Надежда Юрьевна Киселёва, доцент кафедры экологического образования и рационального природопользования НГПУ им. К.Минина, кандидат педагогических наук.
- Сергей Борисович Шустов, кандидат химических наук, писатель, художник.
Писатели:
- Евгений Рудашевский, писатель г. Москва
- Светлана Алексеевна Шестова, директор по маркетингу компании МАГ групп.
Удалённое участие
- Олег Бундур, писатель г. Кандалакша Мурманской области.
- Евгения Тимонова, биолог, писатель, автор программы «Всё как у зверей» г. Москва.
Программа Школы составлена с учетом разнообразных видов деятельности, а также были предусмотрены игры, динамические паузы, культурная программа. Так, По видам предоставления материала в программе можно выделить следующую структуру:
- активное общение с приглашенными учеными, писателями, специалистами
- обмен опытом через выступления (российские и нижегородские библиотекари),
- обмен опытом через мастер-классы (индивидуальные и групповые),
- коллективно-творческая деятельность.
Мастер-классы проводились в формате уличной площадки «Читающий сквер» и в библиотеке. В активностях принимали участие дети в количестве 75 человек.
Целью коллективно творческой деятельности являлось привлечение внимание к экологическим проблемам путем создания арт-простанства на оснвое информационных ресурсов. Идея заключилась в следующем: Участники-пчёлы делятся на команды-семьи(шесть проблем – шесть команд). Далее в каждой команде - семье образ знакомятся с экологическими проблемами. Работают с различными источниками информации (собирают, обрабатывают). Создают арт-объект по проблеме. Представляют арт-объект в едином пространстве – пасеке и рассказывают о проблеме.
Обратная связь и рефлексия осуществлялась путем анализа письменных высказываний и представленных мнений в таблице участниками Школы (метод «Бочка мёда».Так, по ответам участников можно увидеть оценку деятельности школы по направлениям:
. |
5 |
4 |
3 |
0 |
Передача содержания |
34 |
. |
. |
. |
Возможность задавать вопросы |
34 |
. |
. |
. |
Распределение времени работы и отдыха |
14 |
17 |
3 |
. |
Раздаточные материалы |
34 |
. |
. |
. |
Психологическая атмосфера |
34 |
. |
. |
. |
Проживание, питание |
34 |
. |
. |
. |
Оправдались ли ваши ожидания |
34 |
. |
. |
. |
Из данных представленных в таблице, можно сделать вывод, что в рефлексии участвовало 77% библиотекарей, столько же библиотекарей поставили положительную оценку работе всероссийской библиотечной школе «Лидер-2015».
Также, необходимо отметить, что участникам школы была предоставлена возможность высказать свои пожелания в ежедневной рефлексии «Танцы пчел». Например:
Больше всего мне понравилось…
- Сложно что-то выделить. Все профессионалы и это замечательно
- Все! И оформление зала очень!
- Мастер-классы, встреча с писателем, креативные встречи, дерево-инсталляция
- Все очень интересно
- Классные мастер-классы. Клевый Евгений. Все супер!
- Арт-пасека, он-лайн диалоги
Что осталось недостаточно ясным…
- Как это вы все успели подготовить???
- Не достаточно ясно где бы мы столько информации и позитива получили без вас, дорогая НГОДБ!!!
- Куда ушло время?
Мое настроение
- Отличное
- Жужжим! Все здорово!
- Творческое, веселое
- Отличное! Много новых идей
Наблюдения и анализ выступлений, отзывов, мнений, анкет участников школы позволяют сделать выводы, что на протяжении пяти лет сохраняется
1. Высокая мотивация участников (активность, инициативность, умение работать в команде, самоорганизация).
2. Включенность в работу растет от 60 до 77% участников школы.
3. Готовность детских библиотек отвечать на вызовы информационного общества, адаптироваться и приспосабливаться к новым реалиям и предлагать инновационные модели взаимодействия с детской аудиторией, взрослым населением, партнерами.
4. Отработан механизм взаимодействия библиотек с учреждениями культуры региона, что способствует внедрению отраслевых инноваций в библиотечную деятельность.
5. Сочетание традиционных и инновационных библиотечных практик.
6. Трансляция опыта работы через игровую деятельность и вовлечение в активную деятельность большинство участников и создание комфортной психологической атмосферы.
7. Развитие событийного туризма в Нижегородской области.
Вы можете посмотреть результаты.