ВНИМАНИЕ! Это архивная версия сайта! Возможно информация устарела. Актуальный сайт: НГОДБ.рф

Опрос дня:

Что больше всего угрожает здоровью в Вашем городе, посёлке?


На это вопрос уже ответили 460 посетителей.
Вы можете посмотреть результаты.
результаты
Карта сайта

r52.ru

Яндекс.Метрика

НГОДБ » Для родителей, педагогов, библиотекарей » Библиотечные исследования » Программа

Программа

Нижегородская государственная областная детская библиотека

Программа комплексного исследования «от 5 до 15»:
использование и продвижение научно-познавательной информации в детских и школьных библиотеках Нижегородской области.

Автор-разработчик:
Татьяна Владимировна Пантюхова,
заведующая отделом научных исследований и инноваций

Нижний Новгород, 2011 г.

Проблемная ситуация.

Роль научно-познавательной литературы в обучении, воспитании и развитии подрастающего поколения рассматривалась учеными, педагогами и библиотекарями как забота о будущем страны и человечестве. Эта литература является средством для формирования образа будущего общества и показывает пути изменений в науке и технике, описывает достижения и показывает развитие мысли, идеи, поиски истины и разнообразие точек зрения.

В детских библиотеках сложилась система работы с научно-познавательной литературой. Но, возникает проблема соответствия этой системы современным запросам и ожиданиям пользователей. Необходимо отметить, что юные читатели – это поколение, которое родилось в информационном обществе и их компетентность в использовании информационных-коммуникационных технологий для удовлетворения своих интересов и потребностей намного выше, чем у библиотечных работников. Также надо заметить, что информационное общество настроено на работу с информацией, которая может быть записана на различных носителей и представлена в разных видах, жанрах и.т.п. Отсюда, возникают такие вопросы:

  • Как привлечь пользователей к чтению научно-познавательной литературы?
  • Как показать пользователям необходимость гармоничного использования печатных и электронных документов в решении познавательных задач?
  • Соответствуют ли традиционные подходы библиотечной деятельности для удовлетворения ожидания пользователей?
  • Какие технологии, методы, приемы способствуют эффективному продвижению научно-познавательной информации?
  • Готовы ли библиотекари к изменениям и желают ли их?
  • Какая информационная среда способствует продвижению научно-познавательной литературы?
  • Надо ли избыточно комплектовать печатные фонды?

Ответить на перечисленные вопросы поможет комплексное исследование Нижегородской государственной областной детской библиотеки «От 5 до 15». В названии определены возрастные границы пользователей, но в ходе исследования разработчики оставляют за собой право изменения возрастного диапазона в сторону увеличения возраста.

Исследование охватывает элементы детской библиотеки:

  • Фонд;
  • Пользователи;
  • Библиотекари;
  • Материально-техническую базу.

Исходя их перечисленных элементов, исследование разделено на четыре сектора деятельности. В каждом секторе конкретизированы цели и задачи, определены объект и предмет, описаны методы, инструментарий, принципы выборки, ход работы, представлен план мероприятий.

Цели: изучение
  • интересов, потребностей, отношений, ожиданий читателей и библиотекарей к научно-познавательной информации;
  • состояние и содержание библиотечных фондов;
  • реальных условий и возможностей, обеспечивающих продвижение научно-познавательной литературы в детскую среду.
Стратегическая цель: определение и описаниеэффективных:
  • моделей информационного, педагогического сопровождения юных читателей;
  • путей продвижения научно-познавательной литературы в детскую среду;
  • методов и приемов, способствующих развитию познавательного интереса и формированию мотивации к чтению научно-познавательной литературы в детских и школьных библиотеках Нижегородской области.
Задачи:
  • изучить количественный и качественный состав фонда научно-познавательной литературы;
  • описать проблемы комплектования научно-познавательной литературы и проанализировать источники комплектования;
  • определить соответствие информационных ресурсов запросам читателей;
  • проанализировать репертуар библиотечных мероприятий с точки зрения читателей и библиотекарей;
  • изучить интересы, потребности, ожидания юных читателей;
  • выявить уровень готовности сотрудников библиотеки к работе с научно-познавательной литературой;
  • описать информационную среду, способствующую привлечению внимания к научно-познавательной литературе;
  • обобщить результаты исследования, предложить пути обновления деятельности и описать модели продвижения научно-познавательной литературы.
Гипотезы:
  • количество пассивного фонда научно-познавательной литературы преобладает над количеством активного;
  • потребность в научно-познавательной информации изменяется с возрастом, но не способствует увеличению разовых обращений пользователей в библиотеку;
  • удовлетворение познавательных потребностей сместилось в сторону интернет - ресурсов;
  • просмотр научно-популярных фильмов влияет на увеличение обращений в библиотеку;
  • избыточная и достаточная информационная среда одинаково влияет на продвижение научно-познавательной литературы и книговыдачу;
  • активные методы работы стимулируют пользователей к поиску информации в печатных научно-познавательных источниках;
  • совместные программы деятельности (библиотека - образовательное учреждение) увеличивают количество систематических обращений пользователей в библиотеку.
Объект:
  • научно-познавательная литература в системе «детская библиотека».
Предмет:
  • процессы, способствующие изучению и продвижению научно-познавательной литературы.
Методы:
  • анализ библиотечных документов;
  • опрос;
  • наблюдение;
  • фокус-группы.
Инструментарий:
  • анкеты;
  • бланки наблюдений;
  • бланки для фиксирования интервью;
  • карты фондов;
  • таблицы учета;
  • бланки для расшифровки аудио и видео записей.
Принципы выборки
  • Читатели НГОДБ индивидуальные, групповые.
  • Читатели детских библиотек Нижегородской области
  • Читатели школьных библиотек города Нижнего Новгорода
Организация исследования:
Место, сроки

Нижегородская государственная областная детская библиотека.
2011-2013 гг.

Исследовательская группа (статус, функции)
  • Татьяна Владимировна Пантюхова - руководитель
  • Ольга Владимировна Вешнякова – координатор
  • Анна Викторовна Сайченкова – координатор
  • Сонина Наталья Евгеньевна – координатор
  • Панфилова Екатерина - обработчик
Основные этапы

Этапы, сроки

Задачи

1 этап подготовительный

Январь - сентябрь 2011 г.

Разработка программы и инструментария исследования.

Редактирование программы и инструментария.

Сбор инструментария и описание его в программе.

Апробация, разработанных бланков.

2 этап основной

Сентябрь 2011 г. – сентябрь 2012 гг.

Проведение исследования (см. план мероприятий)

Подведение промежуточных итогов.

3 этап рефлексивный

Октябрь 2012-декабрь 2013гг.

- Создание портфолио исследования.

- Размещение публикации об исследовании в средствах массовой информации.


Мероприятия I этапа исследования январь – сентябрь 2011года.

Сроки.

Действия.

Контрольные показатели реализации

Где будет проводиться. Участники.

Ответственный

Задача 1. Изучить количественный и качественный состав фонда научно-познавательной литературы.

Май-август 2011

Разработать бланк для фиксирования качественных и количественных данных.

Определить поле исследования.

Бланк.

Список разделов.

НГОДБ

Отделы: книгохранения, краеведения, младший, научно-познавательной литературы, художественной литературы, медиацентр «Искусство».

Сонина Н.Е.

1-20

Сентября 2011

Апробировать заполнение бланков.

Разработать комментарии к заполнению.

Корректировка бланков.

НГОДБ

Отделы: книгохранения, краеведения, младший, научно-познавательной литературы, художественной литературы, медиацентр «Искусство».

Сонина Н.Е.

21-30

Сентября 2011

Тиражирование и подготовка бланков для распространения бланков на детские и школьные библиотеки области.

Комментарии к заполнению.

НГОДБ

Отдел НИИИ

Детские и школьные библиотеки города и области.

Пантюхова Т.В.

Задача 2. Описать проблемы комплектования научно-познавательной литературы и проанализировать источники комплектования.

Май – Сентябрь

Разработать матрицу для анализа.

Выработать требования к описанию.

Разработать анкету для выявления проблем комплектования.

Матрица.

Требования к описанию.

Анкета.

Отдел комплектования

Солдатенкова О.И.

Задача 3. Определить соответствие информационных ресурсов запросам читателей.

Май – Сентябрь

Разработать бланк для анализа книги выполненных справок.

Бланк.

Отдел справочно-библиографического обслуживания.

Отделы библиотеки.

Сайченкова А.В.

Сентябрь

Апробировать бланк.

Редакция бланка.

Отдел справочно-библиографического обслуживания.

Сайченкова А.В.

Задача 4. Проанализировать репертуар библиотечных мероприятий с точки зрения читателей и библиотекарей.

Май-Сентябрь

Разработать критерии оценивания библиотечного мероприятии.

Создать листы обратной связи для пользователей.

Создать банк данных методов и приемов оценивания и обратной связи.

Таблица с критериями.

Листы обратной связи.

Описание методов и приемов.

Отделы обслуживания.

Зав. Отделами: НПЛ, художественный, краеведение, медиацентр «Искусство»

Пантюхова Т.В.

Апробировать критерии оценивания и листы обратной связи.

Редакция созданных бланков.

НГОДБ

Отделы: книгохранения, краеведения, младший, научно-познавательной литературы, художественной литературы, медиацентр «Искусство».

Зав. отделами.

Задача 5. Изучить интересы, потребности, ожидания юных читателей.

Январь - Май

Разработка опросных листов для различных пользовательских аудитороий.

Анкеты.

Листы для интервью.

Отдел НИИ

Пантюхова Т.В.

Привлечение служб школьных психологов для помощи в выявлении познавательной мотивации

Список партнеров.

Отдел НИИ

Пантюхова Т.В.

Организация фокус-групп

Список групп

Отдел НИИ

Пантюхова Т.В.

Разработать бланк для изучения читательских формуляров.

Организация фокус-групп

Бланк.

Список участников фокус -групп

Май, Сентябрь

Апробация анкет

Редакция бланков.

Отдел НИИ

Пантюхова Т.В.

Задача 5. Выявить уровень готовности сотрудников библиотеки к работе с научно-познавательной литературой.

Апрель - Май

Разработать анкету для сотрудников библиотек.

Анкета.

Отдел НИИ

Пантюхова Т.В.

Апробировать анкету

Редакция анкеты.

Отдел НИИ

Пантюхова Т.В.

Задача 6. Описать информационную среду, способствующую привлечению внимания к научно-познавательной литературе.

Май-Сентябрь

Разработка матрицы для описания среды. Выявление индикаторов для измерения информационной среды.

Матрицы.

Перечень индикаторов.

Отдел справочно-информационный

Пантюхова Т.В.

Задача 7. Обобщить результаты исследования, предложить пути обновления деятельности и описать модели продвижения научно-познавательной литературы.

Сентябрь

Экспертиза разработанного инструментария.

Редакция программы исследования

Портфолио инструментов исследования.

Обновленная программа.

Отдел НИИ

Пантюхова Т.В.


Партнеры

  • Образовательные учреждения
  • Психологические службы в образовательных учреждениях.