Что больше всего угрожает здоровью в Вашем городе, посёлке?
НГОДБ » Для родителей, педагогов, библиотекарей » Библиотечные исследования » Программа
Программа
Нижегородская государственная областная детская библиотека
Программа комплексного исследования «от 5 до 15»:
использование и продвижение научно-познавательной информации в детских и школьных библиотеках Нижегородской области.
Автор-разработчик:
Татьяна Владимировна Пантюхова,
заведующая отделом научных исследований и инноваций
Нижний Новгород, 2011 г.
Проблемная ситуация.
Роль научно-познавательной литературы в обучении, воспитании и развитии подрастающего поколения рассматривалась учеными, педагогами и библиотекарями как забота о будущем страны и человечестве. Эта литература является средством для формирования образа будущего общества и показывает пути изменений в науке и технике, описывает достижения и показывает развитие мысли, идеи, поиски истины и разнообразие точек зрения.
В детских библиотеках сложилась система работы с научно-познавательной литературой. Но, возникает проблема соответствия этой системы современным запросам и ожиданиям пользователей. Необходимо отметить, что юные читатели – это поколение, которое родилось в информационном обществе и их компетентность в использовании информационных-коммуникационных технологий для удовлетворения своих интересов и потребностей намного выше, чем у библиотечных работников. Также надо заметить, что информационное общество настроено на работу с информацией, которая может быть записана на различных носителей и представлена в разных видах, жанрах и.т.п. Отсюда, возникают такие вопросы:
- Как привлечь пользователей к чтению научно-познавательной литературы?
- Как показать пользователям необходимость гармоничного использования печатных и электронных документов в решении познавательных задач?
- Соответствуют ли традиционные подходы библиотечной деятельности для удовлетворения ожидания пользователей?
- Какие технологии, методы, приемы способствуют эффективному продвижению научно-познавательной информации?
- Готовы ли библиотекари к изменениям и желают ли их?
- Какая информационная среда способствует продвижению научно-познавательной литературы?
- Надо ли избыточно комплектовать печатные фонды?
Ответить на перечисленные вопросы поможет комплексное исследование Нижегородской государственной областной детской библиотеки «От 5 до 15». В названии определены возрастные границы пользователей, но в ходе исследования разработчики оставляют за собой право изменения возрастного диапазона в сторону увеличения возраста.
Исследование охватывает элементы детской библиотеки:
- Фонд;
- Пользователи;
- Библиотекари;
- Материально-техническую базу.
Исходя их перечисленных элементов, исследование разделено на четыре сектора деятельности. В каждом секторе конкретизированы цели и задачи, определены объект и предмет, описаны методы, инструментарий, принципы выборки, ход работы, представлен план мероприятий.
Цели: изучение
- интересов, потребностей, отношений, ожиданий читателей и библиотекарей к научно-познавательной информации;
- состояние и содержание библиотечных фондов;
- реальных условий и возможностей, обеспечивающих продвижение научно-познавательной литературы в детскую среду.
Стратегическая цель: определение и описаниеэффективных:
- моделей информационного, педагогического сопровождения юных читателей;
- путей продвижения научно-познавательной литературы в детскую среду;
- методов и приемов, способствующих развитию познавательного интереса и формированию мотивации к чтению научно-познавательной литературы в детских и школьных библиотеках Нижегородской области.
Задачи:
- изучить количественный и качественный состав фонда научно-познавательной литературы;
- описать проблемы комплектования научно-познавательной литературы и проанализировать источники комплектования;
- определить соответствие информационных ресурсов запросам читателей;
- проанализировать репертуар библиотечных мероприятий с точки зрения читателей и библиотекарей;
- изучить интересы, потребности, ожидания юных читателей;
- выявить уровень готовности сотрудников библиотеки к работе с научно-познавательной литературой;
- описать информационную среду, способствующую привлечению внимания к научно-познавательной литературе;
- обобщить результаты исследования, предложить пути обновления деятельности и описать модели продвижения научно-познавательной литературы.
Гипотезы:
- количество пассивного фонда научно-познавательной литературы преобладает над количеством активного;
- потребность в научно-познавательной информации изменяется с возрастом, но не способствует увеличению разовых обращений пользователей в библиотеку;
- удовлетворение познавательных потребностей сместилось в сторону интернет - ресурсов;
- просмотр научно-популярных фильмов влияет на увеличение обращений в библиотеку;
- избыточная и достаточная информационная среда одинаково влияет на продвижение научно-познавательной литературы и книговыдачу;
- активные методы работы стимулируют пользователей к поиску информации в печатных научно-познавательных источниках;
- совместные программы деятельности (библиотека - образовательное учреждение) увеличивают количество систематических обращений пользователей в библиотеку.
Объект:
- научно-познавательная литература в системе «детская библиотека».
Предмет:
- процессы, способствующие изучению и продвижению научно-познавательной литературы.
Методы:
- анализ библиотечных документов;
- опрос;
- наблюдение;
- фокус-группы.
Инструментарий:
- анкеты;
- бланки наблюдений;
- бланки для фиксирования интервью;
- карты фондов;
- таблицы учета;
- бланки для расшифровки аудио и видео записей.
Принципы выборки
- Читатели НГОДБ индивидуальные, групповые.
- Читатели детских библиотек Нижегородской области
- Читатели школьных библиотек города Нижнего Новгорода
Организация исследования:
Место, сроки
Нижегородская государственная областная детская библиотека.
2011-2013 гг.
Исследовательская группа (статус, функции)
- Татьяна Владимировна Пантюхова - руководитель
- Ольга Владимировна Вешнякова – координатор
- Анна Викторовна Сайченкова – координатор
- Сонина Наталья Евгеньевна – координатор
- Панфилова Екатерина - обработчик
Основные этапы
Этапы, сроки |
Задачи |
1 этап подготовительный Январь - сентябрь 2011 г. |
Разработка программы и инструментария исследования. Редактирование программы и инструментария. Сбор инструментария и описание его в программе. Апробация, разработанных бланков. |
2 этап основной Сентябрь 2011 г. – сентябрь 2012 гг. |
Проведение исследования (см. план мероприятий) Подведение промежуточных итогов. |
3 этап рефлексивный Октябрь 2012-декабрь 2013гг. |
- Создание портфолио исследования. - Размещение публикации об исследовании в средствах массовой информации. |
Мероприятия I этапа исследования январь – сентябрь 2011года.
Сроки. |
Действия. |
Контрольные показатели реализации |
Где будет проводиться. Участники. |
Ответственный |
Задача 1. Изучить количественный и качественный состав фонда научно-познавательной литературы. | ||||
Май-август 2011 |
Разработать бланк для фиксирования качественных и количественных данных. Определить поле исследования. |
Бланк. Список разделов. |
НГОДБ Отделы: книгохранения, краеведения, младший, научно-познавательной литературы, художественной литературы, медиацентр «Искусство». |
Сонина Н.Е. |
1-20 Сентября 2011
|
Апробировать заполнение бланков. Разработать комментарии к заполнению. |
Корректировка бланков. |
НГОДБ Отделы: книгохранения, краеведения, младший, научно-познавательной литературы, художественной литературы, медиацентр «Искусство». |
Сонина Н.Е. |
21-30 Сентября 2011 |
Тиражирование и подготовка бланков для распространения бланков на детские и школьные библиотеки области. |
Комментарии к заполнению. |
НГОДБ Отдел НИИИ Детские и школьные библиотеки города и области. |
Пантюхова Т.В. |
Задача 2. Описать проблемы комплектования научно-познавательной литературы и проанализировать источники комплектования. | ||||
Май – Сентябрь |
Разработать матрицу для анализа. Выработать требования к описанию. Разработать анкету для выявления проблем комплектования. |
Матрица. Требования к описанию. Анкета. |
Отдел комплектования |
Солдатенкова О.И. |
Задача 3. Определить соответствие информационных ресурсов запросам читателей. | ||||
Май – Сентябрь
|
Разработать бланк для анализа книги выполненных справок. |
Бланк. |
Отдел справочно-библиографического обслуживания. Отделы библиотеки. |
Сайченкова А.В. |
Сентябрь |
Апробировать бланк. |
Редакция бланка. |
Отдел справочно-библиографического обслуживания. |
Сайченкова А.В. |
Задача 4. Проанализировать репертуар библиотечных мероприятий с точки зрения читателей и библиотекарей. | ||||
Май-Сентябрь |
Разработать критерии оценивания библиотечного мероприятии. Создать листы обратной связи для пользователей. Создать банк данных методов и приемов оценивания и обратной связи. |
Таблица с критериями. Листы обратной связи. Описание методов и приемов. |
Отделы обслуживания. |
Зав. Отделами: НПЛ, художественный, краеведение, медиацентр «Искусство» Пантюхова Т.В. |
|
Апробировать критерии оценивания и листы обратной связи. |
Редакция созданных бланков. |
НГОДБ Отделы: книгохранения, краеведения, младший, научно-познавательной литературы, художественной литературы, медиацентр «Искусство». |
Зав. отделами. |
Задача 5. Изучить интересы, потребности, ожидания юных читателей. | ||||
Январь - Май |
Разработка опросных листов для различных пользовательских аудитороий. |
Анкеты. Листы для интервью. |
Отдел НИИ |
Пантюхова Т.В. |
|
Привлечение служб школьных психологов для помощи в выявлении познавательной мотивации |
Список партнеров. |
Отдел НИИ |
Пантюхова Т.В. |
|
Организация фокус-групп |
Список групп |
Отдел НИИ |
Пантюхова Т.В. |
|
Разработать бланк для изучения читательских формуляров. Организация фокус-групп |
Бланк. Список участников фокус -групп |
||
Май, Сентябрь |
Апробация анкет |
Редакция бланков. |
Отдел НИИ |
Пантюхова Т.В. |
Задача 5. Выявить уровень готовности сотрудников библиотеки к работе с научно-познавательной литературой. | ||||
Апрель - Май |
Разработать анкету для сотрудников библиотек. |
Анкета. |
Отдел НИИ |
Пантюхова Т.В. |
|
Апробировать анкету |
Редакция анкеты. |
Отдел НИИ |
Пантюхова Т.В. |
Задача 6. Описать информационную среду, способствующую привлечению внимания к научно-познавательной литературе. | ||||
Май-Сентябрь |
Разработка матрицы для описания среды. Выявление индикаторов для измерения информационной среды. |
Матрицы. Перечень индикаторов. |
Отдел справочно-информационный |
Пантюхова Т.В. |
Задача 7. Обобщить результаты исследования, предложить пути обновления деятельности и описать модели продвижения научно-познавательной литературы. | ||||
Сентябрь |
Экспертиза разработанного инструментария. Редакция программы исследования |
Портфолио инструментов исследования. Обновленная программа. |
Отдел НИИ |
Пантюхова Т.В. |
Партнеры
- Образовательные учреждения
- Психологические службы в образовательных учреждениях.
Вы можете посмотреть результаты.