Что больше всего угрожает здоровью в Вашем городе, посёлке?
» 0+ Наши дела » С помощью АТОМа » Результаты опроса
Результаты опроса
Результаты опроса-диагностики
«Что я знаю об атомной энергии?»
На вопросы об атомной энергии отвечали школьники от 9 до 17 лет. Респонденты были разделены на 3 группы. Организаторам исследования было интересно сравнить ответы ребят, которые учатся в лицее( первая группа) и гимназии (вторая группа), кроме того, были привлечены учащиеся общеобразовательных школ города и Нижегородской области (третья группа). К сожалению, количество респондентов в трёх группах сильно различается. Так из лицея было представлено для анализа минимальное число анкет – 39. Из гимназии – 60. Из общеобразовательных школ – 177. Однако эта разница отражается, в основном, на количестве вариантов-ответов. Сам характер ответов представляется достаточно чётким. Сравнивая результаты анкетирования, мы будем использовать, конечно, процентное соотношение ответов в каждой группе отдельно. То есть будем выяснять, например, какой процент опрошенных в каждой из групп положительно ответил на данный вопрос.
Среди респондентов девочки традиционно составляют большую часть. Во всех трёх группах их больше половины. Мальчиков – треть или немного больше. Наибольшее их число - в лицее.
Пол |
Лицей % |
Гимназия % |
Общие % |
Мальчики |
42,5 |
33,6 |
35,8 |
Девочки |
55 |
62,4 |
63,3 |
На наши вопросы отвечали, в основном, ребята среднего и старшего возраста, т.е. учащиеся, которые уже должны быть в какой-то степени знакомы со столь серьёзной темой. В особенности это касается лицеистов, большинство их – юноши и девушки старшего возраста, от 15 до 17 лет. Большинство опрошенных гимназистов – подростки 13-14 лет. Этот возраст представлен во всех группах. Для общеобразовательных школ наиболее многочисленная возрастная категория – 11-14 лет. Ребята из начальной школы составили всего 15 %. Вопросы, рассчитанные на знания, оказались для них объяснимо трудны.
Возраст |
Лицей % |
Гимназия % |
Общие % |
9-10 лет |
- |
- |
15,1 |
11-12 лет |
- |
17,6 |
32,4 |
13-14 лет |
10 |
78,4 |
32,4 |
15-16 лет |
62,5 |
- |
14 |
17 лет |
25 |
- |
5 |
Большинство респондентов – городские жители. Нижегородская область представлена 40% учащихся общеобразовательных школ.
Место жительства |
Лицей % |
Гимназия % |
Общие % |
Н.Новгород |
100 |
100 |
60 |
Нижегор.область |
- |
- |
40 |
Анкета состояла из 5 вопросов, 3 из которых были рассчитаны на знания. Для лицеистов самым трудным оказался вопрос: «Где используется атомная энергия?» На него не ответили 45% ребят. Гимназисты и учащиеся общеобразовательных школ затруднились в ответе на вопрос: «Из чего состоит атом?» В гимназии число не ответивших на этот вопрос особенно велико – 64%. В общеобразовательных школах эта цифра - 17,9%.
Вопрос № 2 «Где используется атомная энергия?»
Самый популярный ответ на этот вопрос во всех трех группах – АЭС.
Лицеисты представили, кроме производства электричества, ещё атомные двигатели вообще, в том числе те, которые находятся на ледоколах. 10 % учащихся отметили «альтернативное» использование энергии атома – атомное оружие.
Гимназисты добавили к производству электричества 13 вариантов ответов. Учитывая синонимичность, можно объединить их в несколько групп: атомное оружие (отмечены последствия – убийство и мутации людей), атомные двигатели, наука, отопление. Особую группу составили, вероятно, шуточные ответы: «в бутылке газировки», «в фильмах». Ошибочный – «в поездах».
Наиболее полный ответ на этот вопрос представила третья группа респондентов. Многие (26,8%) вспомнили об атомном оружии. Атомные двигатели отмечены не только на ледоколах (15,6%), но и подводных лодках (20,7%) и космических аппаратах. По 1-2 респондента указали науку, медицину, сельское хозяйство и даже коллайдер. Среди ошибочных представлений – тепловые и гидростанции, бытовая электротехника, самолёты (хотя разработки самолётных двигателей велись). Однако процент ошибок невелик.
Итак, в основном ребята связывают атомную энергетику с производством электричества. Лишь некоторые респонденты знают о других областях применения энергии атома. В основном, это атомные двигатели. Об атомном оружии вспомнили не более четверти респондентов.
Вопрос №2
Ответ |
Лицей % |
Гимназия % |
Общие % |
Нет ответа |
45 |
30,4 |
8,4 |
АЭС |
42,5 |
43,2 |
71,1 |
Атомное оружие |
10 |
6,4 |
26,8 |
Получение тепла |
2,5 |
- |
|
Атомные двигатели |
2,5 |
1,6 |
|
свет |
2,5 |
- |
|
реакторы |
2,5 |
- |
|
Атомные ледоколы |
5 |
- |
15,6 |
Убийство и мутации людей |
- |
3,2 |
|
В изобретениях |
- |
3,2 |
|
В фильмах |
- |
3,2 |
|
В бутылке газировки |
- |
1,6 |
|
в промышленности |
- |
6,4 |
8,4 |
В науке |
- |
1,6 |
0,56 |
В военной сфере |
- |
1,6 |
|
Для производства электричества |
- |
8 |
|
везде |
- |
1,6 |
|
Для поездов |
- |
1,6 |
|
Для отопления |
- |
3,2 |
|
Подводные лодки |
- |
- |
20,7 |
Тепловые и гидростанции |
- |
- |
1,6 |
В медицине |
- |
- |
3,9 |
Реактивные двигатели |
- |
- |
0,56 |
В с\х |
- |
- |
0,56 |
коллайдер |
- |
- |
1,6 |
самолёты |
- |
- |
1,6 |
Иск. спутники Земли |
- |
- |
0,56 |
В домах |
- |
- |
3,3 |
Космические корабли |
- |
- |
2,8 |
Электротехника6утюг, телевизор… |
- |
- |
3,3 |
МАГАТЭ |
- |
- |
0,56 |
Вопрос №3 «Для чего нужны атомные станции?»
Данный вопрос является более частным по отношению к предыдущему и будто продолжает его. Напомним, что об АЭС вспомнили более 40% респондентов из лицея и гимназии, и более 70% из общеобразовательных школ города и области. Однако сейчас о производстве электричества вспомнили практически вдвое меньше учащихся в каждой группе соответственно. Самый популярный ответ - «для выработки атомной энергии» - по-сути, является слишком расплывчатым. Экономичность этого вида энергии отметили несколько учащихся из лицея и общеобразовательных школ.
Теплоснабжение в настоящее время является малоупотребительным, но, всё же, существующим видом использования АЭС. Около 10 % респондентов третьей группы знают об этом. В других группах эта цифра значительно меньше.
Некоторые ответы говорят не о сугубо утилитарном применении атомных станций, а о последствиях и значении их использования(!): «для облегчения жизни людей», «для прогресса человека», «не загрязнять окружающую среду». Интересно, что проблемы безопасности АЭС превратились в потенциальное оружие: «для шантажа соседних стран», «для демонстрации военного превосходства». Подобные ответы, пытающиеся выделить суть явления, отсутствуют в анкетах лицеистов. Только один респондент среди этих учащихся выразился так: «для поколения Е».
Среди ошибок – «для хранения радиоактивных отходов», «для хранения атомов», «для разработки бензина». Процент ошибок мал. Ошибок у лицеистов нет.
Итак, большинство респондентов всё же не знает, что атомные станции используются в настоящее время, прежде всего, для производства электричества.
Вопрос №3
Ответ |
Лицей % |
Гимназия % |
Общие % |
Нет ответа |
25 |
32 |
6,1 |
Для выработки атомной энергии |
47,5 |
32 |
35,2 |
Для выработки дешёвой атомной энергии |
7,5 |
- |
3,3 |
Для производства электричества |
17,5 |
25,6 |
42,5 |
Для запуска ракет |
2,5 |
- |
- |
Для получения тепла, света |
2,5 |
4,8 |
10,6 |
Для поколения Е |
2,5 |
- |
- |
Для изобретения оружия |
- |
1,6 |
- |
Для шантажа соседних стран |
- |
1,6 |
- |
Для разработки бензина |
- |
1,6 |
- |
Для прогресса человека |
- |
1,6 |
- |
Для хранения атомов |
- |
1,6 |
- |
Для перерабатывания чего-нибудь |
- |
1,6 |
- |
Для пользы |
- |
- |
0,56 |
Для облегчения жизни людей |
- |
- |
1,6 |
Не загрязнять окружающую среду |
- |
- |
0,56 |
Для хранения радиоактивных отходов |
- |
- |
1,1 |
Для демонстрации военного превосходства |
- |
- |
1,1 |
Вопрос №4 «Из чего состоит атом?»
Этот вопрос поставил в тупик больше половины гимназистов. Правильно на него ответили 75 % учащихся лицея и чуть меньше половины (47%) учащихся общеобразовательных школ.
Вопрос № 4
Ответ |
Лицей % |
Гимназия % |
Общие % |
Нет ответа |
10 |
64 |
17,9 |
верно |
75 |
3,2 |
47 |
ошибки |
12,5 |
30,4 |
33 |
Вопрос №1 «Подберите синоним к словосочетанию «атомная энергетика».
Это задание по своему характеру было рассчитано не столько на знания, сколько на психологическое восприятие этого понятия. Задание оказалось самым сложным из всей анкеты. Абсолютное большинство лицеистов (72,5%) не справилось с ним. Затруднения возникли в каждой группе. Однако в результате выстроился интересный ассоциативный ряд.
Респондентам каждой группы удалось подобрать 4-5 точных синонимов: «энергия атома», «ядерная энергия», «наука об энергии атома», «атом», «энергия», «ядерная энергетика», «атомная промышленность», «энергия частиц». В этих «осторожных» выражениях слова переставляются местами, просто отделяются друг от друга, к корням слов присоединяются другие суффиксы, синоним подбирается к одному слову. В целом, это вполне правильные ответы.
Два респондента из лицея подбирают уже оценочные варианты: «сильная энергия», «безвредная энергия». Подобные положительные ответы-оценки звучат и в других группах. У гимназистов: «будущее России» (4,8%), «сила действия», «мощная». В третьей группе добавляются: «солнечная энергия», «мирный атом» (5%), «новейшая технология», «свет, тепло», «атомные флюиды».
Нейтральные синонимы гимназистов: «современность», «электричество» (8%), «АЭС», «ядерный реактор». Респонденты третьей группы добавляют: «»ядерный потенциал», «ядерный заряд», «квантовая физика», «атомный коллайдер», «тепловая энергия».
Отрицательные оценочные ответы представлены в нескольких вариантах. У лицеистов их нет. Гимназисты называют такие ассоциации: «взрыв», «взрыв энергии», «вредные выбросы», «Чернобыль, Фукусима», «огромная радиация». Всего 8 % учащихся. Ребята из общеобразовательных школ города и области упоминают: «Чернобыль, Фукусима», «опасность», «радиоактивная энергия». Всего 1,68%.
Таким образом, респонденты всех групп либо никак не воспринимают словосочетание «атомная энергетика», либо относятся к нему нейтрально. Только 8 % гимназистов подобрали синонимические ассоциации, имеющие отрицательную окраску.
Вопрос №1
Ответы |
Лицей % |
Гимназия % |
Общие % |
нет ответа |
72,5 |
43,2 |
26,3 |
энергия атома |
7,5 |
3,2 |
4,4 |
ядерная энергия |
2,5 |
- |
1,1 |
наука об энергии атома |
2,5 |
- |
- |
атом |
2,5 |
4,8 |
3,9 |
энергия частиц |
2,5 |
||
сильная энергия |
2,5 |
- |
- |
безвредная энергия |
2,5 |
- |
- |
выработка |
2,5 |
- |
- |
будущее России |
- |
4,8 |
- |
энергия |
- |
9,6 |
2,8 |
взрыв |
- |
1,6 |
- |
блокбастеры |
- |
1,6 |
- |
Взрыв энергии |
- |
3,2 |
- |
Вредные выбросы |
- |
1,6 |
- |
современность |
- |
1,6 |
- |
Сила действия |
- |
1,6 |
- |
анатомия |
- |
1,6 |
- |
электричество |
- |
8 |
9,5 |
Чернобыль,Фукусима |
- |
1,6 |
0,56 |
Огромная радиация |
- |
1,6 |
|
АЭС |
- |
3,2 |
5,6 |
Ядерный реактор |
- |
1,6 |
0,56 |
Атомная промышленность |
- |
1,6 |
|
мощная |
- |
3,2 |
1,6 |
Атомная электронизация |
- |
1,6 |
|
Ядерная энергетика |
- |
- |
24,6 |
Ядерный потенциал |
- |
- |
0,56 |
Солнечная энергия |
- |
- |
0,56 |
Свет,тепло |
- |
- |
0,56 |
Атомные флюиды |
- |
- |
0,56 |
Атомное топливо |
- |
- |
2,8 |
Ядерный заряд |
- |
- |
0,56 |
Мирный атом |
- |
- |
5 |
Квантовая физика |
- |
- |
0,56 |
Завоевание всего мира |
- |
- |
0,56 |
Атомный коллайдер |
- |
- |
0,56 |
Тепловая энергия |
- |
- |
3,9 |
опасность |
- |
- |
0,56 |
Новейшая технология |
- |
- |
0,56 |
Радиоактивная энергия |
- |
- |
0,56 |
Вопрос №5 «Хочешь ли ты узнать более подробно об атоме и атомной энергетике?»
Вопрос выяснял актуальность этой темы для молодых людей. Заинтересованность проявили от 40 до 57% респондентов. На сложность или неинтересность данной темы указали от 10 до 19% опрошенных. Самое большое число «равнодушных» оказалось в лицее. Вероятно, это можно объяснить тем, что ребята из лицея чаще сталкиваются с ней на уроках, ведь они показали, что достаточно хорошо знают строение атома. Примерно половина представляют себе цели использования атомной энергии в современном обществе.
Вопрос № 5
Ответ |
Лицей % |
Гимназия % |
Общие % |
да |
40 |
48 |
57,1 |
Сложная тема |
10 |
9,6 |
16,2 |
Неинтересная тема |
10 |
19,2 |
16,2 |
Мне всё равно |
37,5 |
19,2 |
9,5 |
Свой ответ |
- |
1,6 |
- |
Итак, результаты исследования показали, что ребята из общеобразовательных школ города и области большей частью осведомлены о традиционном способе использования атомной энергии в мире – это АЭС (71 % респондентов). Однако вновь связать работу атомных станций с электричеством может уже меньшее количество опрошенных (вопрос №3 – 42,5%). В остальных двух группах эти показатели ещё ниже. Организаторы исследования предполагали, что ответы учащихся лицея окажутся более точными и разнообразными. Однако оказалось, что они действительно лучше знают строение атома, но современные способы использования атомной энергии представляют себе достаточно туманно. Хотя, в отличие от гимназистов, они и не давали ответы, характеризующие атомную энергию как опасную. Они вообще старались не давать ей оценку.
Можно сделать вывод, что у подростков всех трёх групп нет чёткого научного представления о способах, возможностях, преимуществах, недостатках использования ядерной энергии в современном мире. Но у половины опрошенных, есть стремление узнать! Их пугает только сложность темы или её неудачная подача (неинтересная тема). Незнание, как правило, порождает мифическое видение незнакомого предмета. Энергетические проблемы, вероятно, ещё долго будут актуальны для общества. Значит, именно от организации систематической научной работы в этом направлении зависит формирование взглядов молодого поколения на данную проблему.
Вы можете посмотреть результаты.