ВНИМАНИЕ! Это архивная версия сайта! Возможно информация устарела. Актуальный сайт: НГОДБ.рф

Опрос дня:

Что больше всего угрожает здоровью в Вашем городе, посёлке?


На это вопрос уже ответили 460 посетителей.
Вы можете посмотреть результаты.
результаты
Карта сайта

r52.ru

Яндекс.Метрика

» 0+ Наши дела » Выступления » Вот моя деревня, вот мой дом родной»: сельские библиотеки Тоншаевского района – центры краеведения

Вот моя деревня, вот мой дом родной»: сельские библиотеки Тоншаевского района – центры краеведения

Светлана Викторовна Пермякова, зав. Вякшенерской сельской библиотеки
ЦБС Тоншаевского района Нижегородской области

Для человека любой национальности изучение истории родного народа начинается с детских лет. С детских лет формируется в каждом человеке чувство любви и привязанности к Родине, к своим корням. Оно помогает осознать смысл своего существования и свое место в общности людей.

История каждого народа - большого или маленького - интересна, увлекательна и поучительна. Она уходит своими корнями в глубину веков, в жизнь и дела многих поколений, сменявших друг друга. История марийского народа – составная часть многотысячелетнего пути развития всего человечества и нашего Отечества – России.

Каждый народ вносит свои неповторимые элементы в склады­вающуюся территориальную культуру Нижегородского Поволжья, формирует сообразно своим представлениям о мире новый образ этой земли. Такую особую роль в судьбе Нижегородского края сыг­рал марийский народ.

По данным после­дней Всероссийской переписи населения, из 8 тысяч мари, проживающих в Нижегородской области, в Тоншаевском районе офици­ально проживает около 2 тысяч человек марийской национальности, что со­ставляет 10% от общего числа населения района.

Тоншаевский район - северо-восточная граница области. Здесь встретились тайга и западный лиственный лес, образовав необыч­но стойкое природное сообщество. Здесь - водораздел между река­ми, текущими на юг - к Ветлуге и на север - к Вятке. Здесь встре­тились две культуры - марийская и русская. Сохраняя свои тради­ции, они уважают и принимают обычаи соседей. Из 111 населенных пунктов района 27 занимают марийские деревни. В качестве узловых марийских населенных пунктов – де­ревни Большие Ашкаты, Большая Куверба, Большие Селки, Боль­шой Одошнур, Ошары. Здесь до сих пор сохранились уникальные для Ев­ропы священные природные рощи, живы давние традиционные ве­рования марийцев.

В настоящее время происходит закономерная ассимиляция населения, новое поколение забывает язык и обычаи своего народа. Именно поэтому в 2011 году была официально зарегистрирована национально-культурная автономия марийцев Тоншаевского района.

Особая роль по возрождению традиций отводится учреждени­ям культуры. На протяжении последних пяти лет учреждения куль­туры Тоншаевского района работали по программе сохранения, поддержки и развития марийской культуры «От истоков - в буду­щее». В рамках программы изучается история марийских поселений, обрядов, обычаев, памятников старины, ежегодно организуются национальные праздники деревень и народные гуляния: Праздник Ильин день – в деревне Малые Ашкаты, Троица в деревне Большая Куверба, Дни деревень Одошнур, Б. Селки, Ошары.

В рамках программы в районе созданы три марийских фольклорных коллектива: ансамбль «Родник» («Лекше выд») при районном Доме культуры, примечателен тот факт, что участниками коллектива являются работники культуры района, среди них – три библиотекаря; ансамбль «Цевер Кеце» в Ошарском сельском доме культуры и вокальная группа в Б. Кувербском доме культуры.

Национальные коллективы художественной самодеятельности района принимают активное участие в проведении праздников деревень, межрегиональных праздниках, конкурсах и фестивалях финно-угорской национальной культуры.

В июне 2010 и 2012 годов национальные коллективы Тоншаевского района были приглашены на праздник Цветов «Пеледеш пайрем» в г. Йошкар-Ола.

Фольклорный ансамбль «Родник»(«Лекше выд») принял участие в межрегиональном фестивале современной этнической музыки «Шарабан – колесо времени» в г. Н. Новгороде в 2010 году, и совсем недавно в конце июля во Всероссийском фестивале бардовской и патриотической песни «Исконь».

Марийский фольклорный ансамбль «Цевер Кеце» Ошарского СДК участвовал в XV Международном фестивале языков, который проводился в столице Чувашской республики Чебоксарах и в третьем межрегиональном фестивале «Эх, Семеновна, по-марийски!» в деревне Старые Краи Тонкинского района.

На базе Тоншаевского районного Дома культуры в октябре 2011 года прошел межрегиональный марийский праздник: «Тошто Марий Пайрем» (Старинный марийский праздник), восхваляющий древние марийские традиции, с участием марийских коллективов республик Татарстан и Мари Эл, коллективов Нижегородской области. Организаторы праздника – Министерство культуры Нижегородской области, администрация Тоншаевского района, Нижегородский областной научно-методический центр народного творчества. Впервые на нижегородской земле прошло выступление столь многих марийских коллективов из 3 регионов России. Около ста участников фестиваля выступили на сцене РДК. В фойе на втором этаже были оформлены различные выставки. Центральная районная библиотека представила три тематические выставки: выставку книг и периодики «Марийский мир», выставку фотографий «Священные природные места» и выставку методических материалов «Работа по сохранению марийской культуры». Все участники привезли с собой свои экспонаты: Тонкино – фотографии, Татарстан – работы мастеров декоративно-прикладного творчества, Йошкар-Ола – вышивку, Шаранга и Тоншаево – блюда национальной кухни, их, кстати, можно было попробовать. На празднике были представлены экспонаты Кувербской библиотеки-музея. Зрелище было эмоциональным, ярким и запоминающимся.

Дважды наш район принимал участие в праздничных мероприятиях в г. Нижний Новгород, посвященных Дню России, с выставками русской и марийской кухни и выставкой работ декоративно-прикладного творчества мастеров района.

На территории района с частными визитами побывали делегации из Финляндии и Италии, Австралии. В мае 2010 года нашу деревню Большие Ашкаты посетила делегация туристов из Финляндии – 34 человека. В клубе-мастерской был для них показан концерт силами фольклорных коллективов района, затем угощали чаем из самоваров и национальным блюдом – трёхслойными блинами и деревенским пивом. Затем они совершили экскурсию по деревне, завершением которой стало знакомство с памятником марийской культуры – священной рощей «Грозная».

Библиотеки Тоншаевского района, опираясь на многовековые традиции края, проводят целенаправленную работу по возрождению и сохранению культуры марийского народа. Собирают и хранят литературу по вопросам местной историко-культурной жизни, составляют и издают библиографические пособия малых форм, организуют ра­боту краеведческих объединений.

Новые информационные технологии позволили создать первое электронное издание «Священные природные места» (священные марийские рощи и деревья Тоншаевского района). Центральная районная библиотека принимала участие во Всероссийском и областном конкурсах мультимедийных изданий экологического и краеведческого характера. Во всероссийском конкурсе проект библиотеки «Священные природные места» занял III место.

Цель издания – предоставление информации на современных носителях читателям библиотек, всем, кого интересует история малой Родины. Здесь воедино собрана имеющаяся в библиотеках района информация по данной теме, систематизирована и представлена в доступной, интересной и занимательной форме. Компакт-диск предоставляет уникальную возможность познакомиться с природными памятниками Тоншаевсого района. Используя электронную продукцию на уроках краеведения, мы совершаем путешествие в мир природы, истории и быта марийского народа.

В настоящее время налажено сотрудничество Межпоселенческой центральной районной библиотеки Тоншаевского района с Национальной библиотекой имени С.Г. Чавайна республики Марий-Эл. Систематически ведется обмен информацией, электронной продукцией.

Растет роль библиотек в распространении краеведчес­ких знаний. На протяжении многих лет библиотеки целенап­равленно приобщают детей и подростков к краеведению, решая при этом как образовательные, так и воспитательные задачи. Массовая работа ведется в тесном сотрудничестве со шко­лами, районным краеведческим музеем, домами культуры, детскими дошкольными учреждениями. В целях полного и опера­тивного удовлетворения запросов читателей-детей, руководителей детского чтения библиотеки продолжают собирать материал по истории нашего района. Он представлен в краеведчес­ких уголках, которые работают в каждой библиотеке, используется на часах краеведения, заочных путешествиях с детьми по истории района.

Центром марийской культуры района стала Большекувербская сельская библиотека. Работая по теме «Библиотека – информационный центр по сохранению марийской культуры» в библиотеке создан мини-музей, в котором объединены книги и экспонаты. Знакомство с марийской культурой начинается с информа­ционного стенда «История, быт и традиции марийского народа». На информационном стеллаже «Марийский мир» представлены альбомы, рукописные сборники, тематические папки «Страницы истории Тоншаевского района», «Марийс­кие священные рощи», «Марийские знахари», «Марийская кухня». Именно библиотека взяла на себя задачу собрать и сохранить на­следие марийской культуры, ее истории, быта. В краеведческом фонде более 120 экземпляров документов. В настоящее время в библиотеке реализуется программа «Возвращение к истокам». Основная цель программы – через книгу и чтение привить детям драгоценное чувство любви к родному краю и его природе. Музей в библиотеке дает возможность сохранить традиционные формы работы с юными читателями, а также значительно расширить и обогатить их, внедрить новые, пер­спективные формы. В этнографических экспедициях с детьми со­брана коллекция старинной марийской одежды, предметов быта, промыслов и ремесел. В настоящее время насчитывается уже более 60 экспонатов. В отличие от традиционного музея в библиотеке-музее можно потрогать вещи руками, пощупать соломенный матрас на деревянной кровати, а детям из начальной школы разрешается присесть на старинную кровать.

С использованием музейных экспонатов в библиотеке прово­дятся циклы краеведческих вечеров и посиделок, часы фольклора на русском и на марийском языках: «Ава Камка» (Матушка-печь), «Якшарг Моно» (Крашенное яичко) и др. В них участвуют дош­кольники и учащиеся школы-сада деревни Большая Куверба, учи­теля и учащиеся школ поселка Пижма, экспедиции из городов Йош­кар-Ола и Нижнего Новгорода. В этом

году библиотеку посетили жители Австралии.

Большую помощь библиотеке оказывал краевед-энтузиаст А.Т. Михалицын. Он собирал легенды, предания, древнерусские и марийские песнопения и хороводы, оказывал помощь областным экспедициям в написании сборников и создании фильмов. Вышли сборники нижегородского краеведа Николая Морохина: «Нижегородские марийцы», «И берег милый для меня…». А режиссер Ольга Ляпаева сняла на территории наших деревень фильм эколого-медиа фолк-проекта «Русалка», научно-популярный фильм на русском, английском и шведском языках «Ужов выползень» и фильм о верованиях Тоншаевских марийцев «Угол старых бревен».

Для учащихся начальной школы в библиотеке проводятся уроки марийской культуры «Язычество марийского народа». Цель урока – познакомить учащихся с марийскими традициями, обрядами, обычаями. Они узнают о поклонении народа мари силам природы, древнейшим объектам поклонения. Народ мари во все времена поклонялся природе, ощущал себя её частичкой, а не царём природы, которому позволено её губить. Марийцы жили в природе, вместе с природой и полагали, что у каждого живого существа не меньше прав на жизнь, чем у человека. Рассказали о священных деревьях, о молениях в священных рощах. Древнейшими объектами поклонения мари были вода, земля, огонь, солнце, небо, луна.

Работа по сохранению национальных традиций ведется также в Малокаменской, Больше-Селковской и Ошарской сельских библиотеках. Эти библиотеки комплектуются литературой на марийс­ком языке. По инициативе библиотек совместно с краеведческим музеем, домами культуры проходят массовые мероприятия, посвя­щенные народным праздникам. Ежегодно в Больших Селках 19 августа проводится праздник «Чудо», посвященный возрождению старинных марийских народных гуляний. На мероприятиях в биб­лиотеках вспоминают о старинных праздниках Крещение, Микола пайрем (Никола), Рашто (Рождество), Уарня (Масленица), Петреп кеце (Петров день), Илья кеце (Ильин день) и т.д.

На базе Б. Кувербской сельской библиотеки состоялся выездной практикум «Сельская библиотека – центр краеведения по сохранению марийской культуры», на котором библиотеки поделились опытом работы по данной теме.

В зону обслуживания Вякшенерской сельской библиотеки, в которой я работаю вот уже 25 лет, входят две марийские деревни – Малые и Большие Ашкаты. Хотя названия двух других сёл – Письменер и Вякшенер – тоже марийские, но в них основное население русское. Библиотека сотрудничает с Большеашкатским клубом-мастерской, здесь представлена постояннодействующая выставка старинного марийского костюма конца XIX – начала ХХ века. Собраны предметы быта, одежда, украшения, фотографии и многое другое. Собирателем и хранителем этих уникальных экспонатов является Вячеслав Тёркин, он же является председателем национально-культурной автономии, участником фольклорного ансамбля «Родник» («Лекше выд») и активным помощником и читателем нашей библиотеки. Библиотека ежегодно является активным участником проведения Дней деревень Большие и Малые Ашкаты.

Несколько лет при библиотеке работает клуб «Юный краевед». У нас накоплен бога­тый краеведческий материал поисковой работы. На занятиях клуба юные читатели изучают историю родного края, традиции, обряды, собирают материал о своих земляках, принимают активное участие в различных мероприятиях цикла «Марийский мир», и знакомятся с темами «Когда-то здесь была деревня», «Нижегородские и Вятские марийцы», «История одной церкви и часовни», «История деревни Вякшенер», «Ошката – белые марийцы», «Экскурсия по старой деревне».

На этнозанятиях «Марийская национальная культура» читатели среднего школьного возраста знакомятся с марийскими сказками, преданиями, легендами, с традициями и обычаями марийского народа, слушают марийские песни.

Читатели младшего школьного возраста вместе с библиотекарем совершилиэкскурсию по старой деревне Вякшенер: «Вот моя деревня, вот мой дом родной». Они узнали, что означает название нашей деревни, о домах и из чего они построены, кто в них живёт, сравнили свои фамилии с живущими соседями, узнали об известных наших земляках, о прудах, о самых древних деревьях, об улицах, которые есть в нашем селе.

Библиотека активно сотрудничает с детским дошкольным учреждением «Рябинка», в котором есть комната-музей, где собраны экспонаты быта наших народов: русского и марийского. Здесь проводятся громкие чтения марийских народных сказок, знакомство с национальными традициями.

В краеведческом уголке оформлена полка «Марийский мир», здесь собрана вся литература, имеющаяся в фонде библиотеки о народе мари, а также подборки журналов «Марийский мир», газеты «Кугарня», «Погарня», «Марий Эл».

В библиотеке ведётся папка «Песни Тоншаевских мари». Так же собран фонд мелодий, который записан на СД-носители. Так же собираются рецепты национальной кухни, библиотека выпустила буклет «Традиционные рецепты марийской кухни».

Вот уже 12 лет я являюсь участницей марийского фольклорного ансамбля «Родник» («Лекше выд»). Коллектив, пусть и не в полном составе, поддерживал меня на областном конкурсе «Я – детский библиотекарь!» в прошлом году в поселке Красные Баки и представил на сцене марийское творчество, и марийскую кухню.

Можно утверждать, что стараниями библиотек воссоздаются ис­тория края, его культура, традиции. Многие библиотеки становят­ся настоящими культурными центрами на селе, возрождающими духовные начала в человеке, центрами краеведческой работы. Важ­но, чтобы у юного поколения были потребности в духовно-нравственном совершенствовании, уважении к историко-культурному наследию своего народа, формировании правильной гражданской позиции. Культура, историческая память народа невосполнимы при утрате, поэтому нельзя жалеть сил и средств, чтобы их изучать, за­печатлеть в книгах то, что будет представлять непреходящую цен­ность для будущего поколения людей.